Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Про чувства

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Про чувства

Сообщение Леля » Ср июл 10, 2013 11:30 am

Настолько часто встречающееся состояние, настолько сложное и легкое одновременно, что стоит посвятить отдельный раздел.
Итак, обида: прощать или не прощать. И что значить прощать.

Прощать или не прощать "обидчика"? Я имею в виду близкого человека, родственника или друга, который ведет себя неприемлемо для вас. Если не прощать, то получается, что нужно рвать отношения? Это не так то просто сделать - многое связывает с человеком. Появляются мучительные сомнения, страхи, чувство вин, ведь разрыв отношений или отвержение - достаточно радикальный в нашей культуре шаг.
А если прощать, то и дальше терпеть проблемное или неприемлемое поведение и даже поощрять его? Загвоздка здесь в самом понятии "прощать". Часто мы отождествляем несколько разных смыслов и житейских уровней слова "простить".

- Эмоциональный уровень. Простить эмоционально - перестать чувствовать негативные эмоции по отношению к человеку, которые могут долго сохраняться в случае конфликта - обиду, злость, гнев, страх и т.п. Эти эмоции могут пройти самые собой, и тогда простить бывает легко. Но они могут оставаться, если ситуация не пересмотрена нами, не помещена в рамку другого понимания. В этом случае это такое прощения со вторым дном, словно бы подневольное.


- Мыслительный уровень.Мы можем пересмотреть ситуацию - понять что-то про другого человека, увидеть свой вклад в конфликт. Если пересмотр нас устраивает, а предыдущее понимание перестало быть чем-то актуальным, то эмоции изменятся - "боль от занозы" пройдет.

- Уровень отношения. Простить на уровне отношения - перестать обвинять, осуждать, отвергать или делать еще что-то "непрощающее" по отношению к "провинившемуся". Мы словно бы на время непрощения разлюбили человека, а простив, вернули свою любовь. Можно перестать относиться как к виноватому за какую-то конкретную ситуацию, но сохранить отношение как к "вечно виноватому". А бывает наоборот - на каком-то вневременном уровне человеку все уже прощено, а вот ситуативное отношение остается как к виноватому. Часто, кстати. отношение становится предметом "торга" - если прощу, то измени свое поведение. Человек обещает изменить. получает прощение и...Все почему-то повторяется.

- Уровень поведения в отношениях. И вот тут часто загвоздка. Что в нашей культуре может означать "простить" на уровне поведение? Оставить все как есть в своем поведении и сохранить прежнюю схему отношений. Прощение на уровне эмоций, мыслей и отношения словно бы автоматически подразумевает "прощение" на уровне поведения. И "нарушитель" тоже сохраняет свое поведение - если сохраняется стимул, то остается и реакция. Если мы сохраняем свой вклад в схему взаимодействия, то и вся эта схема остается. А ведь можно перестать обвинять и сердиться, но при изменить поведение, поддерживающее проблему.

Классический пример - ситуации, когда матери или жены пьющих людей сами же наливают рюмочку или дают денег на бутылку, простив за очередной срыв. Впрочем, это прозрачная ситуация, а часто не бывает четко понятно, чем же именно я поддерживаю проблему. К тому же, мешать этому может чувство вины - попытка от него защититься, которая не позволяет отследить и исследовать схему общения. Какое А мы говорим, что нам в ответ приходит неизменное Б.

Как же можно это отследить? Мне тут сложно давать обобщенные типовые рекомендации - обычно я расспрашиваю клиентов о конкретных ситуациях, обращая внимание на определенные вещи. Могу поделиться тем, что можно спросить в такой ситуации - например, самого себя:
- что возникает между вами в моменты проблемного взаимодействия - какая ситуация? как ее можно назвать? (чем конкретнее, тем лучше)
- какую роль каждому из вас отводит эта ситуация?
- что именно делает ваш оппонент, находясь в этой роли? как его действия влияют на вас?
- что делаете вы? как это может влиять на оппонента?
- как можно выйти из этой роли? как можно изменить свои действия? какие ваши действия положительно повлияют на оппонента и снимать проблемную ситуацию?
Есть исследования, которые показывают, что люди часто ведут себя так, как с ними обращаются - в соответствии с ярлыком, который мы на него навесили. Если обращаемся как с негодяем, то он и ведет себя как негодяй. Если как с неспособным неумехой, то он и ведет себя как неспособный неумеха.

В эксперименте социальных психологов Миллера и Брикмана одну группу школьников при помощи нотаций пытались убедить быть чистоплотными и не сорить. Другим школьникам нотаций не читали, но говорили им, что их класс один из самых чистоплотных и хвалили за это. В итоге, ученики, которым читали нотации как сорили, так продолжали сорить. А ученики, к которым относились как к чистоплотным, выбрасывали мусор в три раза чаще, чем их сверстники из контрольной группы. А ведь наша культуру часто побуждает нас действовать именно по первой схеме - относиться предвзято и читать нотации, что чаще всего не приносит результата.
Так что же, прощать или не прощать? Получается, парадоксальный вывод. На уровне эмоций можно простить, но в этом может быть элемент принуждения. Иногда о своих эмоциях можно рассказать оппоненту. На уровне отношения - получается, лучше простить. Или точнее, снять с человека ярлык провинившегося. На уровне мыслительном можно исследовать ситуацию, которая между вами возникла. А на уровне поведения - вести себя по-другому, чтобы выйти из проблемной ситуации и отказаться от навязанной ею роли. В том числе, и от роли жертвы, вынужденной либо прощать, либо обвинять.
Последний раз редактировалось Леля Пн сен 30, 2013 8:38 pm, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Re: Обида

Сообщение Леля » Ср июл 10, 2013 4:25 pm

Еще про обиду.

Обида - это такое сложно-хитросочиненное чувство. По сути обида является разочарованием, только не до конца прожитым, то есть в нее плотненько уложены ожидания, про то как и кто должен поступать, нотка обвинения другого, нотка обвинения себя, оправдание себя, оправдание другого, надежда, на то, что все таки все должно было быть как-то по-другому и отрицание простой человеческой беспомощности всех участников отношений перед обстоятельствами и самим собой в определенный момент времени.
Обида - это крах идеализации и отрицание какого-то другого приемлимого значения происходящего. Происходит она от недостатка информации о себе, о людях и о жизни в целом, о границах возможного и невозможного.

Очень сильно от обиды отличается боль унижения, часто одно путают с другим.


"Из ЖЖ Анастасии Уманской"

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Обида на родителей

Сообщение Леля » Вс сен 29, 2013 2:37 pm

Решила разместить этот текст здесь. Многократно на форуме поднималось обсуждение попытки найти причины и истоки сегодняшних проблем в отношениях с родителям ("родители виноваты в том, что я такой, родители плохие" vs "нечего пенять на родителей" - очень грубо, но примерно так).
Очень хороший текст на эту тему. Может быть, кому-то покажется интересным.
Часто краеугольным камнем психотерапии становится проживание некой последовательности чувств по отношению к родителям. Своеобразная боль-злость-грусть-прощение-принятие-любовь. Что это? И про что?

На мой взгляд, родители – это своеобразная метафора, в то время как это не совсем про них. Давайте начнем сначала. Рождается ребенок. Родители и близкое окружение к нему как-то относятся. Он это как-то впитывает, переваривает и постепенно формирует какое-то общее отношение к себе. Далее это отношение только эксплуатируется, не особо подвергаясь критике и переменам. Т.е. если с рождения я убеждался, что я нечто недостаточно качественное, ошибка природы, в общем недоделанный и зря рожденный, то с этим я и буду жить. И дальше все поступки будут продиктованы именно этим отношением. Соответственно моя способность получать удовольствие и право на это тоже вытекает из этого самого отношения.

Вот с этим часто и приходят в психотерапию. Порой это что-то вообще не осознанное, порой вполне формулируемое. И вот тут психотерапевт начинает доставать из вас всю гамму чувств по отношению к родителям, которые вот так вот к вам относились и «испортили» вам всю жизнь. Тут уж конечно легко начать и злиться и обижаться с удвоенной силой. Но. Если мы будем достаточно честны с собой и освободим голову от идей про виноватость воспитателей, что останется?


А останется человек, внутри которого живет некий цензор, который непрерывно «стучит молоточком», напоминая о том, кто ты и чего ты стоишь. Иллюзорный надо сказать цензор. Придуманный, силу которому дает исключительно наша вера в его реальность и та самая гамма чувств, которая его удерживает. Кстати, как вы думаете, что именно удерживает внутри нас обиды, злость, недовольство и т.п.? Случайно не та самая надежда, которая умирает последней? Не надежда ли на то, что все не так, все изменится, это было не со мной и вообще не правда, обидчики будут отмщены и я дождусь этого светлого мгновенья, они поймут и раскаются и т.д. и т.п. И тогда психотерапия действительно занимается «убийством», только не родителей, нет, а этой самой надежды. И вот когда от надежды останется лишь одно воспоминание и сил у цензора не будет тогда и только тогда у нас действительно появляется шанс на то, чтобы признать и принять то, что было. Признать, что ты есть и, возможно, ты совсем не то, что ты думал о себе всю дорогу. И возможно ты ошибался. Признать, что было так, как было и по-другому не было. И совсем не обязательно и дальше верить в то, что ты про себя узнал от людей, не нашедших в себе сил на то, чтобы порадоваться тебе. И может быть ты совсем с собой не знаком. И тогда начинается ни с чем несравнимый процесс воссоединения, который происходит без лозунгов, манифестов, аффирмаций и прочей ерунды. Это происходит осторожно и незаметно, но как-то раз ты вдруг замечаешь, что Ты Есть. Не очень знакомый себе, не очень понятный, не всегда приятный, но есть. И вот тут моя работа, по сути, заканчивается. Дальше я просто рядом столько, сколько хочется или нужно клиенту, чтобы он убедился в том, что ОН никуда не денется.

И только вот здесь, в этом моменте, когда ты появился, ни минутой раньше возникает возможность узнать, а какой ты? Какой ты без прикрас? Без осуждения или вознесения себя на пьедестал. И мне кажется, что на это дается вся жизнь, потому что каждый из нас бесконечен. И чем больше ты узнаешь себя, тем больше ты понимаешь, что ничего реально не знаешь и остается только наблюдать то, что ты есть. И снова узнавать. Ты как бы каждый новый день встречаешь незнакомца в своем лице.

И тогда может начаться тот самый роман с собой, который длится до конца наших дней и заканчивается с последним нашим вздохом. И тогда становится доступна радость быть. И тогда ты можешь радоваться и уважать Другого. И тогда и только тогда ты способен «возлюбить ближнего, как самого себя». Радужные перспективы, не правда ли? Только путь к ним лежит через тернии. У кого-то он более тернистый и длинный, у кого-то совсем короткий и легкий. Это от многого зависит и не нам решать, каким он должен быть. Он такой, какой есть. Но главное знать, что он есть. Где бы вы сейчас не находились.

И каждому из нас на пути к себе придется пройти через правду. Иначе никак.

Честности вам, мои дорогие!

Из ЖЖ anna_psy

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Re: Про чувства

Сообщение Леля » Пн сен 30, 2013 8:39 pm

Решила все-таки переименовать тему. Она будет называться про чувства. Обида - слишком узкая тема, на мой взгляд.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Как не надо разблокировать детскую агрессию

Сообщение Леля » Вс окт 20, 2013 7:57 pm

Я - человек, ушибленный детской психологией: я в ней 8 лет работала, пока не кончилось моё человеческое терпение. И готова поклясться на самом дорогом: если у ребенка проблемы - начинать нужно с родителей.

Среди них эта точка зрения непопулярна, вестимо: людям хочется считать, что с ними-то в порядке все, это просто у ребенка "агрессия заблокирована". Но так не бывает! Блокирование агрессии - это влияние социума, вне социума биологическая агрессия никаких преград не имеет, а социум для ребенка - это родители и есть. Им и приходится как-то учить ребенка обходиться с этой самой агрессией, учитывая внешние обстоятельства; как научили - так он и действует.
Поэтому единственное, что мне на самом деле хочется сказать - чтобы у здорового ребенка не было психологических проблем, родителям нужно решить свои. Пройти личную психотерапию. Желательно, конечно, еще до его рождения, потому что воспитание начинается с первого дня жизни. (Меня несказанно радует, кстати, что люди именно с таким запросом уже появляются; но тут еще есть куда расти обществу в целом.)
Помните возрастную периодизацию?
В применении к агрессии это будет выглядеть так:

0-1 год - биологическая агрессия ребенка выражается в исследовании окружающего мира. И тут ему нужна защита от опасностей этого мира, и поддержка его любопытства. Поменьше запрещать, но при этом охранять, чтоб юный исследователь в духовке не сгорел.
2-3 года - биологическая агрессия выражается в исследовании + преобразовании этого мира. И тут опять нужна защита и поддержка - научить преобразовывать этот мир более конструктивно, понимать свои желания и способы достижения целей. Если родители своих желаний не понимают, как они могут желания ребенка принять и научить их осуществлять?
4-6 лет - биологическая агрессия выражается исследовании этого мира, его преобразовании, и защите своих границ. Запреты на этом этапе - нормальная часть жизни, но и тут опять нужна защита, поддержка, и установление границ - если у родителей нет ясности с собственными границами, откуда у ребенка возьмется уверенность в своих?

Видите, везде звучит - "поддержка, поддежка, поддержка"?

Приходит папа с сыном. Ребенок 5 лет робкий какой-то, не мужик растет, в общем. Темноты боится. Чтобы сделать его посмелее, папа закрывал его в ванной. Ребенок бился и рыдал там в темноте, но папа очень хотел разблокировать его агрессию! В результате обращение - по поводу энуреза. Писается ребенок по ночам, у ребенка проблемы, у папы "проблем нет", разумеется. И как предлагаете этого несчастного ребенка лечить? С таким-то папой? Тут если у ребенка разблокируется агрессия - его ж вообще папаня придушит, с его-то методами воспитания.

Приходит мама. Девочка у неё какая-то несмелая, сделайте посмелее. Поставили её на табуретку - а она стишок не прочла, зарыдала и убежала. А маме же надо похвастаться перед родственниками! Она этот гребаный стишок с дочкой две недели учила! Она её догнала и на табуретку опять водрузила, потому что смелости послать нафиг этих самых гостей у самой-то мамы не нашлось. В результате - у ребенка заикание и боязнь людей в принципе. Как предлагаете ребенку действовать? Её ж от заикания вылечишь - мама её опять на табуретку поволочет, невзирая на желания самого ребенка...

Снова мама. Нет у дочери никакой инициативы, кошмар-кошмар! А однажды дочка маму не послушалась, инициативу проявила - так мама легла на диван, и сделала вид, что умерла вообще. Ребенок, ясен пень, в шоке, какая уж тут к чертям инициатива, когда от любого проявления собственной воли мама умереть может?


Вы думаете, это какой-то страшный ужас, троглодиты от родителей? Да нет, это прекрасные все люди, в те незапамятные годы, двадцать лет назад, знающие о существовании психологов и беспокоящиеся о своих детях. Бывали и гораздо хуже, я просто лично о них не знаю ничего.

И нет, конечно же, я глубоко уверена, что мои читатели не закрывают детей в ванной и не притворяются мертвыми, в качестве меры воспитания. Вы не таковы.

Но для нормального проявления конструктивной агрессии у здоровых детей все, что им нужно - положительный пример и поддержка. А это значит - биологическая агрессия родителей должна быть достаточно присвоена, чтобы родитель имел возможность защитить свои границы, и границы ребенка во внешнем социуме корректным способом, с одной стороны, - а с другой стороны, у родителей должно быть достаточно любви, чтобы принимать ребенка со всеми его особенностями, и проявлениями его желаний в том числе. То есть, чтобы понимать, что ребенок - отдельный человек, и это корректно учитывать, не подчиняясь его желаниям все время - но и не игнорируя их, а часто даже помогая в осуществлении.

В общем, понимаете, золотая середина нужна. К счастью, в большинстве случаев родители нормально чувствуют, где в отношении их собственного ребенка находится эта золотая середина. Дети-то все разные, и количество поддержки им может понадобиться разное тоже. Но бывает, что чувствовалка нарушилась - и тогда нужнее личная терапия, чувствовалку править, чем какие-то технические рекомендации. Извините.

Еще ссылки по теме.
Экологичное выражение агрессии
Несчастная дочь идеальной матери
Оторваться от мамы с минимальными потерями


Из ЖЖ Ольги Подольской

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Одиночество

Сообщение Леля » Сб ноя 02, 2013 5:49 pm

Уроки одиночества

Так вот, одиночество.
Сколько себя помню - я всегда была с кем-то в паре. С зачатия - с anna_paulsen, потом трое вполне продолжительных отношений с мужчинами, потом целый 17-летний брак. И в работе я обычно в паре. Когда умеешь играть в команде - это удовольствие. Но я по-настоящему никогда до сих пор не была так долго без пары - уже полтора года. Нет, ну не совсем без всякой пары. Кино вот с Димой отсняли. Тоже интересная игра.

И это ново для меня. Одиночество приносит такие уроки, которые открывают мне мир.
Те, кто придумал одинокие медитации, отшельники, они именно этого эффекта пытаются добиться, хотя очевидно, что вовсе нет необходимости бежать в Новую Зеландию, чтобы осознать уроки одиночества.

Мы все теряем близких, рано или поздно. Кто-то уходит на дистанцию, от кого-то уходим мы, кто-то отправляется в следующую жизнь. И нет ни одного человека, кто бы не знал, что такое быть одному - чувствовать себя отделенным от других, с разрушенными внешними связями или быть отгороженным непреодолимым барьером взаимонепонимания.
Суть одиночества одна - я правда один вижу тот мир, который вижу я. Я не могу его ни с кем разделить. Просто потому, что я - это мой контекст, где я сам являюсь частью этого контекста (включилась правая сторона).
А другие люди видят другие миры.
На первой ступени по гештальту мы делаем такое упражнение. Кладем на пол белый лист бумаги, немного смятый. И просим группу записать молча в блокнот три прилагательных, описывающих этот предмет.
Крайне редко люди пишут один и тот же набор слов. Я помню, что в группе среднего размера (15 человек) обычно не более двух человек пишут один и тот же набор слов.
Мы живем в одной и той же реальности, но каждый описывает ее по-своему. И поиск общего языка - это строительство Вавилонской башни.
В этом первое открытие одиночества. И встреча с глубокой печалью о мечте смотреть на мир вместе с другим, как в кинотеатре, с попкорном.

То, что мы часто делаем, оставшись в одиночестве - мы пытаемся установить над ним власть. Кто как. Одни наполняют свое время работой, как я, другие - общением (я совмещаю приятное с полезным), развлечениями, обвинениями (вы все уроды, а я - д'Артаньян), самообвинениями (я самое большое ничтожество в мире), самооправданиями, другими зависимостями, и так далее. Список длинен. Добавляйте свое.

Одиночество на то и одиночество, чтобы быть одиноким. То есть - смотреть в его пустоту. Это второй урок одиночества.

И - мы не можем им управлять, поскольку субъективность восприятия - это природа, это сила, которая сильнее нас. И жизнь других людей, и смерть - это вне нашей власти. Это третий урок одиночества.

Мы часто ищем изъяны в себе и других, чтобы объяснить себе свое одиночество. "Я одинок потому, что я плохой" или "Я одинока потому, что мне цены никто не дает, ибо я бесценна". (правая и левая сторона)
Оставаясь одни, мы, наконец имеем возможность увидеть свой внутренний диалог между своими частями. Вот он. Находясь с другими, мы проецируем свой внутренний диалог на других. Мы слышим себя самих, а не других людей. И они так же слышат себя самих, а не то, что реально говорится. Но, находясь с другими, мы, обычно этого не замечаем. И только оставшись с самим собой наедине, в полной пустоте, ничем не отвлекаемые, мы наконец можем встретиться с самими собой. Я перестану дальше нумеровать уроки, все ж понятно.

Встреча двух частей внутри нас, находящихся в затяжном конфликте (одна - за папу, другая - за маму), - это как встреча между людьми, которые сильно любили друг друга и сильно отвергли. Никто не знает, с чего начать. И стоит ли начинать.

Как будет идти их диалог, к чему они придут, смогут ли они быть услышанными друг другом - зависит от того, кто ведет этот процесс. Этот человек - вы сами. И одиночество на планете, перенаселенной людьми - это отражение того одиночества внутри нас, которое связано с тем, что мы бессознательно несем традицию отвержения и самоотвержения, которой мы научились в своих семьях.

Одиночество - ценнейшее время в жизни, когда можно честно знакомиться с собой.
И, вы не поверите, когда сам с собой знаком, как-то легче знакомиться с людьми. И знакомить их с собой: понятно, с чем знакомить, а с чем - нет. И почему. И как мы сами выбираем величину дистанции, оставаясь одинокими. И что такое, на самом деле, "встреча". Про встречу напишу отдельный пост. Скажу только, что без истинной встречи с собой, когда ваши внутренние противоречия придут к сотрудничеству, никакая встреча с другим невозможна.

Подозревая, что это именно так, многие люди пытаются искусственно помирить своих внутренних родителей. Или машут на все рукой, говоря - ну и помру я таким уродом, а вам-то какое дело?

На самом деле, нужно просто сделать то, внутри себя, чего не сделали ваши родители снаружи. Когда осознаешь такую простую вещь, практики валятся с неба одна за другой. Только успевай тренироваться.

Решая внутренние конфликты, я научилась сотрудничать, строить команды, делать долгосрочные проекты, дружить, быть матерью. Сейчас я учусь быть женщиной, то есть - быть такой, какой я являюсь от природы, не утратив при этом все, чему научилась раньше.


Из ЖЖ Нины Рубштейн

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Поговорим с тревогой

Сообщение Леля » Сб ноя 02, 2013 5:59 pm

Психодраматическая зарисовка

Действующие лица:
Я — тревожный человек,
Тревога — его тревога.
Действие происходит во сне.


Тревога: Прием, слышишь меня?

Я (с досадой): Опять ты!

Тревога: Да, это опять я. У меня к тебе есть разговор, может, выслушаешь меня, наконец?

Я (с раздражением): Слушай, отстань, достала уже, дай хоть поспать нормально. Сколько можно меня доставать! Мне, вообще-то, сейчас отдохнуть нужно, завтра много дел.

Тревога (устало): Уже и не знаю, как и когда к тебе прийти. Прихожу вроде достаточно часто, а ты все не хочешь услышать! Я уж пробовала с тобой по-всякому: тормошила, напрягала, заставляла суетиться, путала мысли — не помогло, потом кружила голову, напрягала спину, поднимала давление — опять ничего от тебя. Все время хочешь меня заткнуть: то орешь на кого-то, кто под руку попался, то квартиру по десятому разу убираешь, то на форум пойдешь на меня жаловаться, то дышать как-то странно начинаешь. Но почему-то в твою голову не приходит одна простая мысль: выслушай меня. Может, хоть сейчас выслушаешь, все равно уже говорим, а?

Я (со злостью): Слушай, ты меня достала. У меня и так полно проблем и дел куча, а тут ты еще, какого черта. Ты еще смеешь мне говорить, что ты со мной делаешь. Я устала уже от этого, прекрати сейчас же. Ты мне мешаешь, мне надо делами заниматься, а тут ты просто меня парализуешь, не говоря уже обо всех неприятных ощущениях.

Тревога: Да, я ради тебя стараюсь. Ты несправедлива. Я помочь хочу, а ты меня ругаешь.

Я (скептически): Интересно, пока только одни проблемы из-за тебя. Не верю.

Тревога (с заботой): Я тут затем, чтобы защитить тебя, предостеречь, помочь получить то, что ты хочешь.

Я (с досадой): Слушай, не нужны мне твои старания, я и без тебя справлюсь.

Тревога: Уже не справляешься. В том-то и дело, что уже не справляешься, именно это я тебе и хочу сказать.

Я (подозрительно):
Возможно, ну давай тогда рассказывай.

Тревога (с облегчением):
Фу, ну наконец-то, достучалась. Слушай...


Комментарий психодраматиста к сцене

Это сцена из внутренней жизни человека, который живет с тревогой уже достаточно продолжительное время. Отношения между ролями напряженные. Суть конфликта в том, что Я считает Тревогу исключительно вредной, она и правда причиняет ему физический дискомфорт, который, скорее всего, затрудняет его жизнь, а Тревога прибегает к этим крайним мерам с самыми лучшими намерениями в связи с тем, что Я относится к ней исключительно отрицательно и пытается ее избегать. Напряжение находит разрешение, как только Я, наконец, понимает, что Тревога имеет какое-то важное и ценное для него сообщение и пытается помочь и защитить его от чего-то.

Что такое «тревога» и какой она бывает?

Тревогой обычно называется состояние неясного беспокойства по поводу будущего. Проявляется тревога по-разному. Вот, например, пять испытанных мной состояний, многие люди, испытывающие тревогу, будут описывать что-то примерно похожее:

1. Тревога, связанная с конкретным событием в ближайшем будущем. Например, сдача экзамена или собеседование при приеме на работу. Может проявляться как волнение или постоянное внутреннее напряжение, при полном внешнем спокойствии. При такой тревоге тело, как правило, напрягается в верхней части — плечи, спина, шея прямо скованны, голова гудит, скулы напряжены, дыхание прерывистое. Мысли скачут, в сознании -- суета.

2. Тревога про потенциальную угрозу моему благополучию. Внутри -- слегка истеричное состояние: «не знаю, что делать», «ну, как же мне жить», «как я справлюсь» и т. п. Тогда у меня появляется очень много злости к тому, кого или что можно обвинить в этом. Сильно напрягаются руки и скулы. Мне приходится прилагать очень много усилий, чтобы эту злость сдержать, ибо она, как правило, не очень адекватна.

3. Другое состояние, когда мысли, вроде, спокойные, особенной эмоциональности нет, но тело напряженное, при этом напряжение в ногах, особенно -- в коленях и бедрах. Если тело «отпустить», то я побегу далеко-далеко. Про что тревога при этом, понять не так просто.

4. Еще один вид моей тревоги, когда я вдруг осознаю, что что-то плохое должно случиться. Что -- непонятно, но точно что-то будет. Такое странное предчувствие с угрожающим ощущением неотвратимости надвигающейся опасности. Как будто тучи сгущаются на небе, хотя в реальности светит солнце. У этой тревоги тоже нет конкретного фокуса.

5. И последний вариант, когда реагирует только тело, например, приступом резкого снижения давления, сильным головокружением и тошнотой. При этом, сейчас нет конкретной ситуации, с которой это можно связать, не приходят никакие мысли, которые помогли бы осознать, почему со мной сейчас происходит именно это.

Тревога — это проявление оборонительного инстинкта, заложенного природой. Ее функция — предупреждение об опасности, когда фокус этой опасности еще не очевиден. Если смотреть на этот процесс глазами тревоги, то она как бы говорит — время обратить внимание на себя, понять, что есть угроза благополучному существованию, необходимо сконцентрировать свои силы для того, чтобы найти фокус этой угрозы и ее удалить или хотя бы предпринять меры по ее предупреждению.

Тревога всегда направлена в будущее. Хотя питать ее может какое-то событие в прошлом, которое никак не выходит из головы, но тревога при этом все равно про будущее (ну, например, про то, что может быть последствием произошедшего события, или про то, что такое может произойти еще раз). Хорошая новость: в настоящем, в здесь-и-теперь, тревоги нет, и это подсказывает способ от нее отвлечься — а именно -- сконцентрироваться на проживании в здесь-и-теперь. Однако такой способ дает только временное облегчение, т. к. даже очень тренированный человек не может 24 часа в сутки жить в здесь-и-теперь.

Борьба с тревогой усиливает внутреннее напряжение

К тревоге, как правило, относятся очень плохо, потому что она причиняет физический дискомфорт, особенно, если речь идет о ВСД (вегето-сосудистой дистонии) или ПА (панических атаках). Самое главное: тревога нарушает наш контакт с реальностью, она мешает полноценно заниматься тем, что важно сейчас. Человек в тревоге как будто здесь и как будто не здесь. Когда нарушается контакт с реальностью, то сужается зрение, нарушается контакт с окружающими людьми. Кроме того, люди, испытывающие тревогу, часто ругают себя за это и стараются ее скрыть, ощущая себя неполноценными, неуспешными или даже больными.

Говорят, что если тревога является волнением перед каким-либо событием и не мешает Вашему участию в нем, то тогда тревога здоровая, а если тревога существенно мешает Вашей жизни и/или не связана с каким-то конкретным событием, то она невротическая и с ней необходимо бороться. Мое мнение, что механизмы у обеих тревог сходные, а вот осознанность разная. Чем меньше осознанность тревоги, тем хуже контакт с реальностью и тем больше энергии отнимается у организма на ее поддержание. Организм, как будто, все время настороже и готовится отразить опасность, выделяется адреналин и т. д., но фокус тревоги не найден, поэтому разрядки произойти не может. Кроме того, поскольку люди, как правило, начинают бороться с тревогой сознательно и бессознательно, то тратят много сил еще и на эту борьбу. Если подавление тревоги происходит бессознательно, то возникают психосоматические проявления.

Сознательная борьба с тревогой, в большинстве случаев, сводится либо к отвлечению от нее, либо к ее временной остановке. Получается как в сцене, описанной выше: тревога стучит в наше сознание, чтобы что-то сказать, а мы ее игнорируем или прогоняем, часто злимся на нее, что она вообще есть. Поскольку это все происходит неосознанно, то внутреннее напряжение только возрастает и добавляется к тревоге.

Что делать с тревогой?

Тревога проходит сама в двух случаях:

1. Будущее, про которое была тревога, становится настоящим. Например, Вы волновались, как пройдет Ваше публичное выступление, Вы начали выступать и тревога снизилась и исчезла совсем к концу Вашего выступления;

2. Тревога «прожита»: Вы обратили на нее внимание, позволили себе побыть в этой тревоге, прислушались к ней, прочувствовать ее, нашли ее фокус, и наметили или приняли необходимые меры по устранению угрозы.

И в том, и в другом случае иногда получается справиться со своим состоянием самостоятельно, а иногда необходима помощь психолога. Например, если волнение перед событием зашкаливает и мешает Вам полноценно в нем участвовать, можно заранее вместе с психологом смоделировать будущее и «прожить» свою тревогу. Самое главное, чем может помочь психолог, — это как раз осознать фокус тревоги, понять суть ее сообщения, проработать меры по устранению угрозы и воплотить их в жизнь.

О чем может сообщать тревога?

Сообщения могут быть самыми разными, но они всегда связаны с угрозой безопасности в самых разных областях нашего существования. Например: жизнеобеспечение себя и близких, их жизнь и здоровье, собственные ценности, представления о себе и окружающих, взаимоотношения с близкими, отношение к себе, самореализация, смысл жизни. Поэтому, прежде чем бороться с тревогой и пытаться ее остановить или устранить, давайте попробуем выслушать ее и быть ей благодарными за то сообщение, которое она нам пытается передать. Ведь эта ценная информация по каким-то причинам не может дойти до нас другим способом.

В заключение хочу предложить короткое психодраматическое упражнение всем «борцам» с тревогой, которое помогает существенно снизить внутреннее напряжение и поменять состояние, если Вам это срочно необходимо и сейчас не до определения фокуса тревоги.

Вам понадобятся два стула (при определенной тренировке можно заменить один стул на какой-нибудь предмет). Далее порядок действий такой:

1. Если Вы в тревоге, то сядьте на 1-ый стул и «отдайтесь» своему состоянию (почувствуйте, что с Вами происходит прямо сейчас), посидите пару минут, обратите внимание на тело, что вы ощущаете, что чувствуете, какие мысли приходят в голову, попробуйте все осознаваемое проговорить вслух.

2. Когда все, что Вы могли на данный момент, Вы осознали, и почувствовали некоторое облегчение в теле, пересядьте на 2-ой стул. Представьте, что Ваше тревожное состояние осталось на 1-ом стуле, и, обращаясь к нему, произнесите текст примерно такого содержания (лучше найти собственные слова, соответствующие Вашему состоянию): «я понимаю, что ты делаешь со мной, я слышу про что ты мне говоришь, я обязательно вернусь к этим вопросам позже (лучше назвать конкретное время), а сейчас мне нужно сделать … (скажите про то, что реально Вам сейчас нужно делать и чему Ваша тревога мешала); спасибо, что предупреждаешь меня, для меня это действительно важно».

Если Вы используете предмет, то сначала берете его в руки, а потом откладываете. Далее встаете со 2-го стула и идете заниматься тем, что для Вас сейчас важнее. И не забудьте разобраться с тревогой, как обещали, иначе в следующий раз будет сложнее воспользоваться этим упражнением.


Взято отсюда

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Про патологическое чувство вины

Сообщение Леля » Вс дек 01, 2013 7:55 pm

Патологическое чувство вины не путать с нормальной виной, когда вы наступили другому на ногу.
С нормальной виной просто, вы попросили прощения и оно прошло. С патологической виной все гораздо сложнее, там облегчение никогда не наступает. Потому что дело не в вине.

Когда взрослый высказывает ребенку недовольство им, первое, что испытывает ребенок - это страх. Страх он испытывает в силу того, что от его сознания не может укрыться факт собственной беспомощности перед взрослым. Дети это ощущают невербально, так же как одно маленькое животное чувствует свою беспомощность перед другим, большим и сильным животным. И на животном уровне недовольство родителя для ребенка звучит как угроза.

Никто не любит переживать страх. Некоторые дети плачут от страха, другие пытаются с ним справится. Бессознательный способ, которым пользуются дети, не желающие плакать, это присвоение себе ответственности за родительское недовольство, которое они переживают в виде чувства вины. Присвоение себе этой ответственности имеет преимущество перед страхом, оно дает перспективу, что родителя можно сделать довольным и тем самым избавить себя от угрозы, а значит и от переживания страха. Родителям, неосознающим, как они влияют на психику ребенка своим поведением, это очень даже нравится, они называют этот процесс воспитанием, хотя на деле это манипулирование на страхе ребенка.

В последствие такой механизм обращения с недовольством взрослого только укрепляется, чем больше недоволен родитель, тем больше вины у ребенка. Родитель и ребенок живут в полной уверенности, что за недовольство родителя отвечает ребенок и власть с ним справится есть только у него. А родитель-жертва ребенка, неспособная справляться со своими чувствами.

Дети таких родителей вырастают тревожными и гиперответственными, они все время пытаются не допустить конфликта, недовольства другого человека, постоянно оправдываются и извиняются, и чувствуют себя виноватыми чуть ли ни за все на свете в этом мире.

Обратная сторона чувства вины - это иллюзия власти над другим человеком, мол, сделаю его довольным, и счастье мне гарантировано. Но управление своим поведением лежит внутри каждого человека и не подвластно другим людям, и попытки сделать всех счастливыми, чтобы мне стало не страшно жить, заранее обречены на провал.


Из ЖЖ Анны Паулсен

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Еще про вину

Сообщение Леля » Вс дек 01, 2013 8:02 pm

Любое чувство, любая эмоция нужны человеку для чего-то. У каждого в норме своя функция - у страха - предупредить об опасности, у гнева - защитить себя и свое жизненное пространство. Функция вины заключается в осознании ответственности. В том, что испытывающий вину человек возвращается мысленно к ситуации и извлекает для себя какие-то уроки, меняет поведение так, чтобы больше к этому неприятному чувству не возвращаться. По возможности, конечно.
В норме мы испытываем чувство вины, когда действительно совершаем поступки, идущие вразрез с этическими правилами, причинившие реальный вред реальным людям.

Все меняется, когда мы касаемся другой вины. Вины за факт своего существования ("и зачем я тебя выродила?" - годами в ушах может стоять крик матери), вины за то что "не справился" ("Я всего в своей жизни добился сам, а ты без меня бы ничего не достиг" - звучит голос блестящего отца), вины за то что "не спас" (а тут голоса родителей в разводе, отца-алкоголика, вечно больной матери). Вины за воображаемые проступки, за нарушение родительских ожиданий, за то что ты не-идеальный, не самый-самый, не такой как надо...
И вся эта вполне реально переживаемая нами вина совершенно не является следствием того что мы что-то сделали плохо. Мы вообще ничего не сделали. Мы просто есть и как-то живем, и делаем какие-то свои выборы - или стремимся их сделать, начиная с самых детских и самых простых. Но... в голове, в нашем бессознательном все звучат и звучат эти голоса.


Вина - она про ответственность за нашу жизнь. И тут такое дело - принять эту ответственность мы не можем на первый день нашего рождения. По сути до определенного момента за нас и нашу жизнь несут ее наши родители, и в принципе их родительская функция - постепенно подвести нас к тому чтобы мы сами стали отвечать за свою жизнь, плавно обучая нас отвечать за наши выборы, действия, решения. И главное - факт нашего существования на Земле - их, родителей, ответственность, не наша. Мы не делали выбор - появляться ли нам на свет или нет, его сделали за нас.

Но на каждом шагу приходится сталкиваться с тем, что в той или иной мере родители либо в принципе лишают своих детей ответственности за их жизнь, либо полностью перекладывают ответственность на них. И это как раз и приводит к тому, что люди начинают чувствовать вину совершенно без реального повода. За то что они не делали. За то что они не выбирали. За то что они не несут ответственности. Или за то что их не научили справляться с ответственностью.

Вина переде кем? Ежели перед собой... Не может человек перед собой чувствовать вину. По определению. Вина по сути есть гнев, направленный на себя, но гнев может быть вызван лишь внешним по отношению к человеку персонажем. Вина не существует вне отношений. И пока она есть - есть и отношения. даже если отец, дед, мать - умерли, даже если ты давно развелся, даже если твой друг уехал в другую страну и потерялся там. Вина существует лишь в отношениях с кем-то. Она между людьми.
То что часто называют "вина перед собой" - по сути вина за то что ты не такой, каким тебя кто-то ожидал увидеть. И это вина перед этим кем-то.

И отсюда явно следует, что не легче, совсем не легче простить себя и принять. Источник вины никогда не бывает в нас. Так что и прощать себя - бессмысленно. Тут другого надо прощать... Другого, который всем собой и так долго никогда не мог быть ни в чем виноват...

Ребенок не может отвечать за своего взрослого. Но часто бывает так, что мать рожает ребенка "чтобы он меня любил", а за этим слышится "чтобы он меня спас" - неважно от чего, от ее нелюбящей матери, от жестокого мужа, неудачного брака, одиночества, потери смысл жизни... И когда ребенок не справляется - его наказывают. И он чувствует вину. И продолжает чувствовать ее даже тогда, когда сам заводит детей, хорошо если на сей раз для того чтобы "любить их". И хорошо, если он, движимый виной, не впадает в иную крайность, придушивая своего ребенка своей огромной любовью.

Ребенок не может соответствовать всем ожиданиям своих родителей, он не может быть блестящим во всем. Но когда он, сын или дочь кандидатов наук, приносит домой трояк - его ругают, а его пятерки остаются без похвалы. И он чувствует вину, за то что в школьном табеле нет оценки "шесть с плюсом". Быть может тогда бы его похвалили. И даже когда приходит время, взрослому доктору наук с такой детской неразрешенной виной, всегда будет казаться что мало, что недостаточно, что он виноват в том что не сделал больше. Хотя его родителей давно уже нет, и некому сказать - "достаточно, хватит, молодец".

Ребенок не просил рожать его на свет, но когда его мать или отец орут на него в стиле "лучше бы ты вообще не родился" - он чувствует вину за факт своего существования на земле. И живет с ней.

Любой человек устает, и когда устает - он хочет отдохнуть. Но когда перед глазами пример мамы, которая "ночей ради тебя не спала, весь день крутилась не присела" - он чувствует вину за то, что "позволил" себе неделю отдыха на море.

Человек не может быть всегда хорошим, ласковым, добрым и милым и любить всех. Но сколько человек казнят себя за то, что они - не такие? Ведь мама и папа растили "правильных и хороших детей", а повысить голос в семье считалось просто недопустимым!

И все это - перенос родительской ответственности, и все это - перенос на ребенка родительской вины. За их родителей, бессилие, за их жизненные неудачи, за их перфекционизм.

Так как же разрешить вину? Как избавиться от нее, этого сосущего чувства? Одно дело если правда чашку разбил - тогда все ясно и понятно - извиниться.
А здесь ты виноват - по определению виноват, фактом своего существования виноват - и без вины. А если вина и есть - то не твоя. И ой, не факт, что родители, прародители, те, кто эту свою вину в тебя перенес, полил и взлелеял - хоть когда-нибудь признают правду и скажут что-то типа "Извини меня, моя любимая дочка. Я была неправа тогда, в твоем детстве, когда говорила тебе это и требовала то. Это моя вина, мои ошибки, мое бессилие". Иногда реальный диалог невозможен. Иногда его просто не с кем вести.

Иногда помогает психотерапия, с ее возможностями провести таки этот разговор. Вытащить эту вину. И простить своих родителей, так никогда и не попросивших прощения у нас. Иногда... Как не существует вины вне отношений, так и вне отношений нет вины. И порой единственный способ - это разрешить себе больше не поддерживать эти отношения. И больше не отвечать за то, за что отвечать невозможно.

Из ЖЖ Марии Корниловой

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Продолжение про токсичную вину

Сообщение Леля » Вс дек 01, 2013 8:03 pm

В норме вина, как ни странно, отличный инструмент, дабы в межличностном общении выстраивать границы. И чувствовать их.
Все в идеале просто - Вася наступил на любимую мозоль Любе, Люба сказала Васе "гав", Вася почувствовал свою вину и извинился, и больше на эту мозоль Любе не наступает. Отношения Васи и Любы сохранены, оба остались в общении, оба поняли где то место, где красные флажки и караульные собаки.

Но часто бывает так, что Вася наступает на больную мозоль Любы, а та говорит себе - "ну, это же мой (любимый/замечательный/безошибочный) Вася!", и терпит. Терпит пока мозоль не заболит так сильно, что все - и Вася, и их отношения с Любой - проваливаются в тартарары. Или бывает, что Люба говорит "гав", а Вася не слышит, говорит Любе что ерунда все это, и не болит у нее никакая мозоль, и ломится напролом... И последствия могут быть разными. Но всегда тяжелыми - и для людей, и для их отношений. Люба может просто развернуться и уйти от такого Васи, ибо мозоль болит, а может засомневаться в своих чувствах и обесценить эту боль, и "самавиновата", а вслед за этим засомневаться в том, что то что она чувствует - правда, ведь Вася же сказал - фигня... И тогда Люба и ее жизнь постепенно тоже могут в ее же глазах превратиться в фигню, ведь Вася же сказал... Все это о проблемах с границами. И так же это о проблемах с гневом и виной. Гнев - защитная эмоция и возникает, когда наши границы нарушены. Вина сигнализирует о том, что ты поступил как-то так, что твои отношения с другим оказались под угрозой, о том, что ты причинил вред.

Так почему же постоянно приходится сталкиваться с тем, что люди не чувствуют свои границы, нарушают границы других, не могут разрешить себе сказать "гав" пока еще можно просто сказать "гав", а не порвать другого на запчасти, не умеют извиняться и чувствуют вину за то что они не сделали, ведь они не нарушали ничьих границ?


Мне кажется, что ответ состоит в том, что "все мы родом из детства". Фраза расхожая и избитая, но правильная. Мы живем в очень интересный исторический период - никогда на протяжении всей истории человечества не было такого затяжного периода детства. По сути-то само детство как явление появилось совсем недавно. Виду homo sapiens несколько десятков тысяч лет. Самым древним городам на Земле - около десятка тысяч. Первым государствам - около 7, но понятию детства как такового - всего около сотни-другой лет. А отношению к ребенку, как к самостоятельной личности - в лучшем случае несколько десятков лет. И то не везде. Весь предыдущий исторический период ребенок где в принципе не считался человеком, где считался такой же собственностью своих родителей как скот или недвижимость, где воспринимался родителями как некоторая часть их самих, типа руки или ноги, где появлялся на свет для того чтобы любить своих родителей вместо их собственных родителей. И из всего этого прямо и непосредственно следовало, что ребенок не имеет права голоса, права на свое мнение, права на свое пространство, права на самостоятельный выбор. Но он должен быть послушным, тихим, любить папу и маму, делать то что ему сказано, жить так, как родителями ему запланировано.

Дети очень быстро становились взрослыми. Все эти костюмчики средних веков и эпохи возрождения, копирующие взрослую одежду, браки в 5 и в 7 лет, инициации у примитивных культур... Не вижу смысл здесь подробнее рассказывать, а интересующихся отошлю к "Психоистории" Ллойд.

К тому, о чем я пишу, непосредственно имеет отношение следующее. Мы живем в эпоху очень длинного детства - и не может быть иначе, учитывая какой объем знаний должен усвоить ребенок прежде чем начать жить самостоятельно в нынешнем постоянно меняющемся и очень непростом мире. Но по сути половина нашего детства приходится на период, в который раньше ребенок уже считался полностью самостоятельным. Джульетте было 14, Ромео - 16. Возраст полного совершеннолетия в России - 21 год. Мой прадед в 12 лет уже был кормильцем семьи - его отец погиб на войне и он, единственный парень в семье, вкалывал и сделал так что его мать и младшая сестра выжили. Я в 12 лет постоянно слышала что "пока старшие говорят - маленькие молчат".

У нас нет культуры отношения к ребенку или подростку как к личности. Огромным количеством родителей на Земле ребенок по прежнему воспринимается как собственная рука, нога, собственность, как некто, у кого по умолчанию нет своих границ, а следовательно нет права на гнев по отношению к родителям (как это так, мой шкаф вздумал на меня сердиться?), а родители правы всегда, даже если они не правы. Себе и потом в тишине они может и скажут что были не правы, наорав на ребенка, но ребенок никогда не услышит это, в лучшем случае вдруг конфетку получит. Критиковать родителей ребенок не имеет права.

И при этом зачастую родители, чьи родительские задачи тоже сильно расширились - теперь ребенка требуется не только кормить и иногда одевать, и в лучшем случае научить ремеслу, родители, которые сами не все и не до конца научились отвечать за себя и свою жизнь, которые сами в своем долгом детстве не разобрались где заканчиваются они и начинаются другие - взваливают на своих детей ответственность за их, взрослых, самочувствие, проблемы на работе, проблемы в семье. Им гнев по отношению к детям позволяется проявлять всегда, везде, в любое время суток. Особенно круто получается, когда это гнев не по поводу разбитой ребенком чашки, а потому что на них самих начальник на работе наорал. Вот и "не так сидит, не так свистит" дите. Надежд не оправдывает. Или - обратная картина - родитель в стремлении быть идеальным родителем, делает из ребенка Бога и своего властелина, разрешая ему все и исполняя любой детский каприз. Или и то и другое сразу.

А дальше мы получаем очень забавную картинку. Длинное детство и пролонгированный период зависимости от родителей дает нам много плюшек в смысле образования, получения кучи нужных сейчас навыков, но в отсутствии культуры отношения к ребенку как к личности (имеющей свои границы, которые взрослый должен помочь ребенку выстроить) и постепенного делегирования ответственности ребенку - мы имеем на выходе не просто очень инфантильных взрослых, но и взрослых, не имеющих границ, не видящих границ окружающих, не умеющих защитить себя и не умеющих признать что они где-то да заканчиваются. Взрослых либо ответственных за все на свете, либо просто не умеющих быть ответственными. Взрослых, имеющих в загашнике огромное чувство вины непонятно за что, перфекционизм, тонны запакованного и не выраженного, запрещенного к чувствованию гнева, ненависть к себе, стремление быть всецело и абсолютно любимыми просто так, стремление быть идеальными...

Короче все то, что иногда теми, кому чуть больше повезло с родителями обфыркивается и предлагается по мощи проблемы сравнить с проблемами детей в Африке. Да, все правильно, у детей в Африке нет таких проблем. Но и детей в Африке тоже нет. В Африке из пословицы после 10 лет ребенок - взрослый. А до 10 лет он не человек, следовательно и не ребенок.


Из ЖЖ Марии Корниловой


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя