Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Личностные кризисы

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Личностные кризисы

Сообщение Леля » Вт июл 09, 2013 3:44 pm

Каждый из нас изменяется ежесекундно: каждое принятое решение, и каждое изменение мира внешнего - отражается на мире внутреннем. Поэтому личностные кризисы - нормальные, неминуемые этапы развития. Смена устаревшего редактора реальности. Иными словами, личностным кризисом в психологии называют этап перехода количества в качество, наступающий после накопления критичного уровня изменений личности.

К сожалению, иногда случается так, что личность не может справиться с грядущими изменениями, никак не может перейти в новое качество, которого требует от неё собственный внутренний мир или обстоятельства внешней жизни. Часто это связано с так называемыми «деформациями личности», которые затрудняют переформатирование внутреннего редактора реальности. Тогда говорят о патологическом течении кризиса, и в этом случае требуется экстренная помощь психолога: кризис сам по себе – период крайне непростой, который при наличии осложняющих обстоятельств, увы, может стать смертельным.

В психологии выделяют несколько видов кризисов: ситуативные, возрастные, экзистенциальные и духовный.

Ситуативные кризисы

С ситуативными всё наиболее понятно, у них есть четкий объективный критерий: это когда человека внезапно настигает жопа по нескольким фронтам. Прохождение этого кризиса очевидно: жалобами делу не поможешь, нужны практические действия, из кризиса нужно выбираться. Не требуется быть психологом, чтобы до этого додуматься: «Когда говорят пушки – музы молчат».

Помощь психолога иногда становится необходимой уже после того, как кризисная ситуация миновала: для интеграции полученного опыта, - то есть, проще говоря, для того, чтобы нормально жить дальше, усвоив, что «и так бывает тоже». Особенно трудной задачей это становится, когда полученный опыт выходит за рамки нормального. В этом случае у человека нередко «разрушается весь мир», и тут помощь психолога просто необходима.

Пример ситуативного кризиса: Мне хочется ударить дочку
Анализ направлений помощи: Что делает психолог?

Возрастные кризисы

У возрастных кризисов, подобно ситуативным, есть объективные причины. По большей части они определяются возрастом, соответствующими физиологическими изменениями и сменой социальных ролей. К возрастным кризисам относятся детские (их много), подростковый, вступления во взрослую жизнь, среднего возраста и старения.

Из всех из них только кризис среднего возраста не сопровождается выраженными гормональными изменениями и достаточно опосредованно связан с изменением социальных ролей. Поэтому что-то экзистенциальное в нём определенно есть, хотя формально он экзистенциальным не является.

Пример возрастного кризиса: Кризис среднего возраста
Анализ художественного описания: Данте о кризисе среднего возраста

Экзистенциальные кризисы

С экзистенциальными, в отличие от предыдущих, отнюдь не всё так уж понятно: объективных причин у них нет, случаются они не со всеми, хотя те экзистенциальные данности, которые служат их темами – эти данности касаются каждого:

Неизбежность смерти

Бессмысленность жизни

Свобода и ответственность

Изоляция (одиночество)

Эти четыре экзистенциальные данности способны ввергнуть человека в пучину кризиса в любом возрасте. Подобные проблемы на объективном уровне принципиально нерешаемы – потому и называются экзистенциальными, ибо всем нам с этим жить. Тем не менее, осознание подобной данности во всей её полноте часто как бы выводит человека на новый уровень. Говоря шершавым языком психологического протокола, повышается зрелость используемых психологических защит, что благотворно сказывается не только на осмыслении самих этих конечных данностей, но и на общем уровне жизни.

Духовный кризис

В отличие от предыдущих, чётко классифицированных и подробно описанных в литературе, с духовным кризисом, строго говоря, вообще ничего не понятно. Нет никакой общепринятой концепции и доказательной базы. Это связано с тем, что именно в духовном кризисе человек сталкивается на собственном опыте с ощущением недуальности, единства и отсутствия противоположностей, – вербальные описания которого, в нашем дуальном мире, не могут не быть противоречивыми и расплывчатыми.

Духовный кризис нередко является следствием интенсивных духовных практик, - когда у человека недостаточно возможностей по интеграции полученного опыта в обычную жизнь. Но с этим соприкосновением с недуальностью не всё так просто. Вполне ожидаемо, каузальные причинно-следственные связи в этой области не работают: иногда духовный кризис настигает человека без объективных причин, без всяких духовных практик, нипочему. Я, как человек, испорченный каузальностью, всё же отыскиваю причины субъективные: бессознательный запрос, когда психике для функционирования нужны всё более и более сильные ресурсы, в какой-то момент даёт обращение к наиболее сильному ресурсу из всех. Иначе говоря, по потребностям и воздастся вам: кому нужен ресурс - тот получит ресурс. А удастся ли ему его прожевать - это вопрос такой. Как пойдет.

Опыт нуминозного переживания недуальности, данный нам в ощущениях, - наиболее ресурсный опыт из всех возможных. Практически, это бесконечный ресурс коллективного бессознательного – оно же Святой дух, оно же Атман, оно же Дао, и т.п. Умения обходиться с этим ресурсом человеку часто не хватает, и эта сила иногда переживается настолько мучительно, что вероятность погибнуть становится достаточно явной.

* * *


Впрочем, большинство кризисов в их патологическом течении альтернативой выходу из кризиса имеют смерть: наиболее привлекательная альтернатива «жить по-прежнему» в кризисе, увы, длится очень недолго. Кризисы, собственно, потому и называются кризисами: в них соединяются не только возможности, но и опасности. К счастью, опасности не настолько страшны, как ощущается. Зато возможности – непредставимы.

Главное помнить, что они есть.

Из ЖЖ Ольги Подольской. Личностные кризисы

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Возрастные кризисы

Сообщение Леля » Вт июл 09, 2013 4:01 pm

Кто только не классифицировал кризисы по возрастам! Согласья в товарищах по-прежнему нет, но нижеприведенная классификация кажется мне вполне разумной. Принадлежит перу Э.Эриксона, если кому интересно.
Изображение
Слева - задачи, которые должны быть решены в этом кризисе. И что получается, если они не решаются.

Из ЖЖ Ольги Подольской. Возрастные кризисы.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Кризис среднего возраста

Сообщение Леля » Вт июл 09, 2013 4:14 pm

Возраст
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Владимир Высоцкий, «О фатальных датах и цифрах»


В народе этот кризис получил название «кризиса сорока лет» - хотя, разумеется, такая чёткая локализация является упрощением. Эрик Эриксон, чья возрастная периодизация сейчас наиболее часто используется, относит к периоду зрелости возраст между 25 и 65 годами – соответственно, где-то в этом промежутке происходит кризис среднего возраста: срок его наступления зависит от внутреннего ощущения длительности собственной жизни, а тяжесть прохождения – от структуры психики.

В первой половине жизни у человека многое впереди: всё, что не удалось сегодня – удастся завтра. И вот наступает момент, когда с неопровержимой ясностью становится очевидно: завтра никогда не наступает. В реальности, данной нам в ощущениях, есть только сегодня.

Опасности и возможности

Обнаруживается первая седина на висках, первые морщинки; список хронических болезней из абстрактного знания переходит в непосредственное ощущение; жизненные свершения и упущения подбивают свой безжалостный баланс, и не всегда, увы, он оказывается положительным… Главное переживание, с которым встречается человек в этом периоде жизни – «мне уже многое поздно».

Слово «кризис» пришло русский язык из греческого, где означало «решение, исход, поворотный пункт», - а китайский иероглиф, обозначающий это понятие, состоит из двух частей: «опасность» и «новые возможности». Для психологической интерпретации кризиса это очень верно: личностный кризис всегда несет в себе как опасности, так и новые возможности. Какие же новые возможности несет в себе кризис среднего возраста?

Главная возможность, которую человек может получить благодаря этому кризису – принятие себя, понимание своей индивидуальности, ощущение своего собственного жизненного пути. Кратко говоря – получение более высокой осознанности. Юнг называл этот процесс индивидуацией.

Жить своей жизнью: прощание с иллюзиями

Amor fati, любовь к судьбе – это окончательное признание того, что именно здесь, в этом месте, в это время, в этой сфере происходит то, что называется жить своей жизнью.
Джеймс Холлис, «Сотворить свою жизнь»

Первая половина жизни проходит под знаком социальной обусловленности: определяющее значение имеет совокупность стилей поведения и рефлекторных реакций, которые ребенок был вынужден вырабатывать с детства, формируя отношения с окружающей средой. «Пойдешь гулять, когда сделаешь уроки», - говорят нам родители, и с детства человек делает и делает эти уроки… Проблема заключается только в том, что уроки жизни бесконечны, у неё в запасе всегда найдется пара джокеров в рукаве. Поэтому когда-то нужно просто перестать делать уроки, и начать жить. Своей жизнью.

Джокер первый
Всегда найдется кто-то, кто объективно круче по любому из выбранных параметров. Даже если вы чемпион мира по биатлону – наверняка чемпион по бегу на лыжах бегает еще быстрее вас.
Джокер второй
Параметров бесконечное количество. Сделавший достойную карьеру обнаруживает провал в личной жизни; посвятивший себя семье сожалеет об отсутствии творчества; добившийся творческих высот пожертвовал простым мещанским счастьем.

Кризис среднего возраста – время лишения иллюзий. В первой половине жизни человек еще может себя ими тешить: защищу кандидатскую – потом займусь личной жизнью. Отправлю третьего ребенка в школу – тогда вернусь на сцену. Во время перехода в середине жизни человек вдруг с пугающей ясностью осознает, что на сцене его давно уже никто не ждёт, либо с личной жизнью что-то непоправимо упущено… Завтра опять не наступило.

Легче лишаться иллюзий тем, у кого их и без того было не так уж много. Средний возраст – это время продуктивности: если у человека в это время хорошая связь с реальностью, то он добивается успеха в тех аспектах, которые важны именно для него. Тогда, оглядываясь назад из своего перехода, он испытывает удовлетворение. «Я славно пожил. Я знаю счастье! Я видел небо» - и кризис в этом случае заключается лишь в переориентации с амбиций Эго на большее внимание к потребностям души и самоактуализации. Однако, увы, так бывает не всегда.

Проверка связи: разговор с собой

В принципе, каждый из вас может смоделировать для себя маленький локальный кризис среднего возраста, вспомнив себя в 15 лет, и «встретившись с собой» прямо сейчас. Для этого необходимо тщательно вспомнить, что мечталось осуществить к нынешнему возрасту в 15 лет, - и потом рассказать себе-пятнадцатилетнему, что действительно осуществилось, а что нет, и почему. И что осуществилось взамен. И посмотреть на реакцию себя-подростка.

Если подросток вдохновлен свершениями, и слушает вас с горящими глазами, легко отмахнувшись от того, что какие-то его мечты не состоялись, - надо думать, ваш кризис среднего возраста вряд ли будет тяжелым.
Если же его подростковый максимализм – ваш самый строгий судья, и при встрече подросток гневно и высокомерно обличает ваши неудачи и общую никчемность, - нужно как-то с ним договариваться. Возможно, с помощью психолога.

Ибо повышать собственную продуктивность в целях избегания последующего кризиса – это мера правильная, но, так сказать, превентивная. Первая половина жизни – время набора ресурсов и наращивания продуктивности. Во второй половине жизни пора уже принимать себя таким, какой вы есть, и именно исходя из этого употреблять те ресурсы, которые имеются.

Внутренний Критик

Как без труда можно заметить, тяжелый кризис среднего возраста посещает не только неудачников: иногда у людей вполне успешных, талантливых, плодотворных, этот кризис протекает настолько тяжело, что дело доходит до суицида. И если вслед за Эриксоном толковать о продуктивности – то, казалось бы, куда уж больше?!

Изображение
А всё дело во Внутреннем Критике – том самом олицетворении социальных норм, которое человек когда-то себе присвоил и с ним живет, не расставаясь. Хотя казалось вполне очевидным, что со сменой социума меняются и социальные нормы, поэтому нельзя им придавать такого уж безусловного значения, - но это если мы говорим о сознательном восприятии. Часто бессознательное восприятие этих самых социальных норм (они же – «родительские предписания») вполне безусловно. Внешне вполне благополучного человека этот Критик может загрызть до смерти: и стихи-то нехороши, и личная жизнь небезоблачна, и чемпион по лыжному бегу тебя обогнал, стоит ли такое ничтожество жизни, вообще?

Я в данном случае отнюдь не выступаю против конструктивной самокритики – но ключевые слова здесь «конструктивной» и «осознанной». Этот вредный Внутренний Критик – он особенно разрушителен именно тогда, когда бессознателен. Ноет там внутри, но пока специально не прислушаешься – даже не очень-то понятно, о чем. Просто настроение ниже плинтуса, вот и всё.

В зависимости от конфигурации Внутренний Критик может быть более или менее силён, - но желания его жестки и неумолимы: подобно римским патрициям, он в конечном итоге требует смерти. И если привычным способом его заткнуть всегда являлось обещание «стать хорошим потом», - то… Боюсь, что во время кризиса среднего возраста, когда подводятся промежуточные итоги, с этой иллюзией придется распрощаться. И вот тут-то Критик может и озвереть. Тогда кризис среднего возраста приобретает патологическое течение.

* * *

…В заключение статьи, конечно, нужно было бы дать простой и лёгкий рецепт избавления от Внутреннего Критика. Что-нибудь, знаете, «избавься от Внутреннего Критика за 15 дней». Во всяком случае, этого от меня требует мой собственный Внутренний Критик: он всегда, знаете ли, требует невозможного. Избавление от него – дорога длиною в жизнь, и нет простых и лёгких рецептов на этой дороге. Любите себя, прислушивайтесь к себе, не требуйте от себя невозможного, избавляйтесь от нереалистичных убеждений, - в общем, вытаскивайте этого Внутреннего Критика за ушко да на солнышко. От осознавания он слабеет, а от самопринятия вообще исчезает.

И, знаете что? Начинайте прямо сейчас.
Не дожидаясь перитонита кризиса.


Из ЖЖ Ольги Подольской. Кризис среднего возраста.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Экзистенциальные кризисы. Тема смерти

Сообщение Леля » Ср июл 10, 2013 3:03 pm

Продолжаю подборку материалов по кризисам. Один из самых актуальных и серьезных кризисов - кризис экзистенциальный. Кризис существования человека как личности.
Экзистенциальный кризис: тема смерти
Смерть – самая очевидная из всех экзистенциальных данностей: о том, что люди умирают, каждый человек знает с младых ногтей. Тем не менее, на каждом жизненном этапе это знание трансформируется, видоизменяется, и не всегда это процесс, который проходит гладко. По сути, на каждом этапе нового осмысления смерти можно отметить признаки кризиса: как осознаваемую тревогу и опасности - так и потенциальные возможности. В лучших традициях любого кризиса, тревога хорошо осознается («страх смерти») – а возможности теряются в тумане. Какие, вашу мать, потенциальные возможности могут заключаться в том, что мы все умрем?!

Поскольку возможности избежать смерти нет, «потенциальные возможности» заключаются в усовершенствовании психологических защит, в переходе к более зрелому восприятию темы смерти – иными словами, в улучшении качества жизни. Совсем уж просто говоря:

Страх смерти – послание бессознательного о том, что пора изменить жизнь.

В кодексе японского самурая есть указание, что самурай, дескать, должен всё время помнить о смерти. Можно, конечно, воспринять это так, что, мол, «из депрессии по этому поводу не вылезать» - а можно и по-другому: что нужно жить так, чтобы не было мучительно больно за бездарно потраченные годы. Сказать легче, чем сделать, я в курсе. К счастью, именно то, что вызывает страх, и содержит в себе подсказку, что именно нужно в жизни изменить.

1. Потеря

Страх смерти, накативший после столкновения со смертью близкого человека, говорит о том, что работа горя не завершена. В этом случае «изменение жизни», которое предлагает этот страх – научиться принимать те чувства, которые связаны с потерей. Позволить себе осознать, что не всё поддается человеческому контролю, что силы людские конечны, и что все мы – люди, и можем злиться от бессилия и плакать от невозможности что-либо изменить…

Это не такая простая задача, как кажется, но пока она не решена – подобного страха смерти избежать не удастся. Придется раскапывать доступ к собственным чувствам, в одиночку или с помощью психотерапевта. Жизнь человека, лишенного доступа к собственным чувствам – это не жизнь, это существование. Именно это и предлагает вам изменить этот страх смерти.

2. Приобретение

Иногда страх смерти наказывает отнюдь не после потерь – а, наоборот, после приобретений. Например, рождение ребенка почти всегда изменяет отношение родителей к своей собственной жизни: они становятся более ответственными, осознавая, что их жизнь необходима детям. Но иногда эта ответственность зашкаливает – и тогда мама просыпается в холодном поту по ночам: «А вдруг я умру?!» Таким приобретением может стать не только ребенок – практически, им может стать всё что угодно.

Подобная тревога имеет под собой резон, отмахиваться от которого неконструктивно. Скорее всего, есть что-то, что вы могли бы сделать для обеспечения будущего, но до сих пор не сделали. Прояснение запутанных отношений, например, нередко требует большой смелости – и в подобном случае эта тревога как раз и дает вам силы предпринять какие-то конкретные действия. Написать завещание, прояснить обязательства, запросить поддержку. Если вы умрете, сделать это будет уже некому – так сделайте это сейчас. Человек действительно смертен, и, что хуже того, он смертен внезапно – и если вам важно будущее кого-то или чего-то после вашей смерти, обеспечьте для этого всё что можно прямо сейчас, ещё при жизни. Именно это и предлагает вам сделать этот страх смерти.

Если вы твердо уверены, что сделали абсолютно всё, что возможно в вашей ситуации, а страх смерти не отпускает – пора идти к психотерапевту, учиться принимать то, что вы не можете изменить, см. п.1.

3. Близость смерти

Больные в терминальных стадиях нередко испытывают страх смерти, и в подобных ситуациях говорить об «изменении жизни» казалось бы, нелепо – и, однако же, речь идёт именно об изменении жизни: о привнесении в свою жизнь измерения духовности.

Дуализм жизни и смерти существует только на уровне материи – и соприкосновение с переживанием недуальности дает человеку способность философски воспринимать дуализм материального мира. Нередко умирающие, оглядываясь на свою жизнь, находят в ней глубокий смысл: то, что казалось цепью случайностей, оказывается выражением некой высшей идеи – и уход в мир иной ощущается как её продолжение. Страх толкает на сопротивление; принятие будущего избавляет от страха перед ним.

Это большая и сложная тема, о которой несколько подробнее я планирую сказать в статье о духовном кризисе. Искренне надеюсь, что в эту статью я данный пункт вставила исключительно для полноты охвата темы.


4. Беспричинный страх смерти

Когда в жизни ничего не менялось: ни потерь, ни приобретений; и вдруг ни с того ни с сего наваливается страх смерти, - это, собственно, и есть экзистенциальный кризис в его классическом понимании. Жизнь развивалась-развивалась, и дошла в своём развитии до того момента, когда пора что-то поменять. Какие-то нереализованные возможности во весь голос вопят о том, что они не реализованы, какие-то желания давно пора осуществить, а человек их, бывает, даже и осознать-то себе запрещает…

Все люди в чем-то похожи, но при этом каждый человек индивидуален. Осознание этой своей индивидуальности не всегда проходит гладко, ибо нет для неё никаких шаблонов, и чаще всего человека не учат её осознаванию: обществу надо, чтобы мы успешно выполняли свои социальные роли, были правильным и надежными винтиками в машине социума, а остальное его не колышет. Осознать собственные индивидуальные желания при таком раскладе представляется задачей нетривиальной. «Чего я хочу? – а чёрт его знает… вроде всё есть», - как бы говорит себе человек, и живет дальше по привычке. Вернее, не живёт, а существует.

Тем не менее, потребность в самореализации – это одна из ключевых потребностей каждой личности. К сожалению, часто только перспектива смерти напоминает человеку о том, что эта его потребность осталась без внимания: обидно умирать, если свои глубинные желания не то что реализовать – почувствовать даже не успел! Когда человек живет не своей жизнью, раз за разом выполняя требования общества, мамы, папы и прочих значимых фигур в своей жизни, рано или поздно наступает момент, когда он с неопровержимой ясностью понимает, что всего этого недостаточно, чтобы назвать это существование жизнью. Именно это и предлагает изменить беспричинный страх смерти: осознать свои собственные глубинные желания и начать уже, наконец, их выполнять.

Если осознать их самостоятельно не удается – ну, вы догадались уже. Пора идти к психотерапевту. Отвечать себе на вопросы: кто я? и чего я хочу?

Упражнение

Вы можете смоделировать себе маленький экзистенциальный кризис на тему смерти по примеру японских самураев: просто представьте себе, что вы умрете не «когда-то там», а конкретно – через год. И напишите список того, что вы будете делать в течение этого года, и как вообще изменится ваша жизнь в связи с этим известием.
А теперь представьте, что вы умрете через месяц. И точно так же запишите, что вы будете делать, а чего, наоборот, не будете.
А теперь представьте, что вам осталось 15 минут: времени хватает только на то, чтобы написать письмо. Кому, о чем – решайте сами. И напишите его.

Это упражнение помогает осознать и расставить свои собственные приоритеты. Возможно, после этого упражнения вам станет яснее, что необходимо изменить в своей жизни уже сейчас. Не дожидаясь, собственно, смерти…

Из ЖЖ Ольги Подольской. Экзистенциальный кризис. Страх смерти.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Экзистенциальные кризисы. Бессмысленность

Сообщение Леля » Ср июл 10, 2013 3:34 pm

Экзистенциальные кризисы: бессмысленность

Отсутствие объективного смысла

Я сегодня поработаю Капитаном Очевидностью и напомню, что на индивидуальном уровне объективного смысла у жизни нет. Ведь что мы называем смыслом какого-либо действия? – чаще всего, ту цель, которой надеемся достигнуть с помощью этого действия. Объективный смысл, натурально, можно проверить: проверочный вопрос «и что?».

Вот я выхожу из дома, чищу машину от снега, завожу мотор, нажимаю на педали – и что? И приезжаю на работу! То есть, у этих действий есть смысл: добраться до работы. Проверить достижение этой цели нетрудно, она совершенно объективна. Можно отвлечься от того, что само по себе пользование машиной доставляет мне удовольствие, и решить, что смысл этих действий состоит в том, чтобы мне добраться до некой конечной точки путешествия. (Хотя москвичам прекрасно известно, что эта цель легче, дешевле и быстрее достигается в метро; так что по сути дело всё-таки в моём личном удовольствии.)

Если мы попытаемся рассмотреть объективно более глобальную последовательность действий, называемую обычно «жизнь», мы обнаружим неприятное: логический анализ неопровержимо свидетельствует, что конечной точкой этого путешествия является смерть. Жил-жил, теоремы доказывал, стихи писал, континенты открывал, закатом любовался... и что? - и умер!

Поскольку утверждение «объективным смыслом жизни является смерть» смахивает на оксюморон, материалистам приходится согласиться, что объективного смысла у жизни нет – хотя все религии мира, в общем, идут именно по этому пути: предлагают смыслом жизни считать подготовку к смерти. Чтобы попасть в рай, необходима определенная последовательность действий во время жизни, точка.

Этот элегантный ответ имеет только одну логическую неувязку: объективно существование рая недоказуемо. В результате чего этот «объективный» ответ превращается во вполне субъективный: он может удовлетворить только тех, для кого существование рая имеет смысл. Проще говоря, тех, кто в него верит. Получается, нет у индивидуальной жизни никакого объективного, доказуемого смысла, который мог бы логически ответить на вопрос «И что?»: объективно в конце этого путешествия нет ничего; всё, что там есть – оно субъективно. К счастью, чтобы обнаружить субъективный смысл жизни, свой собственный, необязательно дожидаться смерти. Но.

Субъективный смысл жизни

Субъективный - это означает доступный только самому субъекту действия. Необъективный, недоказуемый, логическими методами необнаружимый, на вопрос «и что?» не отвечающий. Этот смысл – удовольствие от выполнения своих собственных желаний.

Это как в моем примере с машиной: по сути поездка на работу именно таким способом служит моему удовольствию, а не только достижению конечной цели, поскольку кратчайший способ достигнуть цели – ехать на метро. Аналогично и с религиями: кратчайший способ попасть в рай – умереть безгрешным, во младенчестве. Смысл длинной жизни – не одно только достижение результата, но ещё и удовольствие от процесса. Субъективный смысл, разумеется (про объективный мы помним, что его попросту нет).

Но тут важно избыточно не упрощать само понятие удовольствия. Удовольствие – это удовлетворение потребности, и в зависимости от уровня развития человека его потребности различны. Кому-то хватает удовольствия от удовлетворения повседневных нужд, - и таких людей вопрос смысла жизни чаще всего вообще не парит. Само возникновение вопроса о смысле жизни, а тем более кризиса бессмысленности, свидетельствует о появившейся потребности в самоактуализации, которая не получает своего удовлетворения. Удовольствие «послужить человечеству» вполне может оказаться смыслом жизни, если это собственное желание человека. И ни в коем случае не может, если оно является просто обязанностью, навязанной этим самым эгоистичным человечеством. Но обязанности свои человек обычно знает назубок (выполняет ли – это другой вопрос), а вот желания нередко вообще не осознает.

Почему же человек может не осознавать своих собственных желаний? – потому что сам от себя оторвался, смотрит на себя свысока, из диссоциированной позиции, каждый раз спрашивает себя «и что?»: вопрос, свидетельствующий о критическом, объективном восприятии. Субъективное восприятие, сиречь непосредственное проживание своей собственной жизни – утрачено. Понятно, что смысла в такой жизни нет.

Выполнение собственных желаний
Смысл жизни – жить. Непосредственно и полностью проживать свою собственную жизнь. Осознавая свои желания.

По отношению, скажем, к простейшим желаниям типа «съесть яблоко» абсурдность вопроса «и что?» очевидна: человек съел яблоко, удовлетворил своё желание, получил от этого удовольствие, какое вам ещё «что»? Но вот по отношению к более сложным желаниям этот критический вопрос иногда кажется требующим ответа. Эта иллюзия тщательно воспитывается в человеке семьёй и школой, которые редко интересуются желаниями – зато бдительно следят за выполнением обязанностей.

Человек, потерявший смысл жизни, занимает по отношению к самому себе критическую позицию (здравствуй, Внутренний Критик!): вслед за семьёй, школой и вообще социумом он постоянно спрашивает себя: «И что?» - обесценивая тем самым собственную, субъективную ценность своих желаний и своей жизни. Ибо, как мы установили, объективного смысла у жизни нет, и цепочка вопросов типа «И что?» неминуемо приводит к смерти как единственному объективному итогу. Парадоксально, но люди, потерявшие смысл жизни, нередко пытаются его найти среди предлагаемых социумом обязанностей типа «стать успешным» или «добиться богатства». То есть, пытаются поверить субъективный смысл объективными критериями, что бессмысленно по определению.

Искать смысл жизни в выполнении обязанностей – задача абсурдная именно потому, что обязанности объективны, а смысл – субъективен.

В греческом языке слово «смысл» имеет общий корень со словом «любовь». Потеря смысла в жизни – это потеря контакта со своей внутренней любовью, потеря связи со своей душой. И чем более диссоциирована внутренняя позиция, чем чаще вопросы «и что?» – тем больше утрата контакта. Людей, которые обесценивают любовь вопросом "и что?", обычно никто не любит - и, хуже того, они и сами себя не любят. Контакт со своей внутренней любовью утрачен...

Сознательное и бессознательное

Что же делать? – спрашивает обычно человек, убедившийся, что выполнение общественных обязанностей никак не может составить его собственный, личный смысл жизни. И ответ тут один: восстанавливать связь со своей собственной душой и своими глубинными желаниями.

Если дело дошло уже до кризиса бессмысленности – то, видимо, процесс зашел довольно далеко, и добраться сразу до глубинных желаний не получится: они погружены куда-то в бессознательное, где и нащупать-то их сложно. Но любая способность человека может быть улучшена тренировкой – в том числе и способность различать и удовлетворять свои собственные желания. Осознавать их. Не «делать как все», не препоручать поиск своих смыслов Богу или государству («смысл жизни гражданина – стать достойным членом общества»), не ограничиваться выполнением чьих-то чужих желаний – мамы, жены или приятеля, - а искать свои собственные, и иметь смелость одобрять их, и брать на себя ответственность за их осуществление.

Помимо сложности доступа к собственным желаниям сложность тут может заключаться ещё и в том, что вопрос с ответственностью тоже непростой вопрос, и нередко служит темой экзистенциального кризиса, который я буду рассматривать следующим – связанного со свободой.

Упражнение


Напишите десять своих желаний: именно своих, тех, которые отзываются в теле предвкушением удовольствия. Прочитайте их вслух, добавляя после каждого фразы:
1. Да, это важно.
2. Да, на самом деле это и есть смысл моей жизни.

Если у вас есть внутреннее согласие со сказанным – ну и славно, кризис бессмысленности вам не грозит. Теперь вы можете ранжировать смыслы своей жизни, чтобы выделить среди них главные и второстепенные, и искать возможности для их воплощения.

Если согласиться с тем, что ваши желания важны, не удалось – то упражнение дает возможность познакомиться со своим Внутренним Критиком, выяснить, откуда взялся и чего хочет. Осознание обеих сторон этого внутреннего конфликта может помочь сознательно его распутать. В большинстве случаев для этого понадобится помощь психолога, но начать можно и самостоятельно.

Если же в список попали самодеструктивные желания – типа того, что сладким предвкушением в теле отозвалось «желание разъебашить себе голову об стену» - то не тяните с визитом к психотерапевту. Велика вероятность того, что попытка самостоятельного распутывания будет только углублять пропасть между сознанием и бессознательным.


Из ЖЖ Ольги Подольской. Экзистенциальные кризисы. Бессмысленность.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Экзистенциальный кризис. Свобода

Сообщение Леля » Пн июл 15, 2013 8:41 pm

Кризис экзистенциальный: свобода

Свобода – тяжкое бремя?

Вообще-то, в нашем социуме принято преступников лишением свободы наказывать. Из чего вроде как должно быть очевидно, что свобода – одна из наивысших ценностей. Казалось бы, все люди должны к ней стремиться? Увы, не всегда; причем, даже в том случае, если сознательно присутствует стремление к свободе, встречается бессознательное её избегание. Фокус тут в том, что чем больше у человека свободы – тем больше у него и ответственности. А эта последняя не всем нравится: тяжела ты, шапка Мономаха.

…Люди, проведшие в заключении большие сроки, выйдя на свободу, нередко совершают правонарушения совершенно сознательно, с целью опять попасть за решетку. Настолько невыносим и непонятен этот свободный мир, в котором самому приходится нести ответственность за собственную жизнь. В тюрьме, знаете, хоть и невкусно - но и покормят, и спать положат… а на свободе ответственность за такие сложные действия приходится нести самому. Сложно это и нелегко: быть несвободным хоть и неприятно, но от ответственности избавляет, поэтому – легче.

Тема свободы – весьма мучительная тема для многих, ибо личная свобода означает и личную ответственность.

Кризис сепарации

Страх свободы часто ощущается наиболее открыто и явно в ситуативных кризисах сепарации: когда выросшие дети отделяются от родителей, или когда разводятся супруги… Часто в этот момент свобода воспринимается как хаос, если человек сам не может установить собственные границы и структурировать собственный мир. Избегание ответственности за свою жизнь приводит к тревоге: начинается лихорадочный поиск того, кто бы за неё ответил – а таковых не находится. Когда человек свободен - он может делать всё, что хочет, и тут на первый план выходит доступ к своим собственным желаниям. Проще говоря, для этого нужно знать, чего же ты хочешь, иначе возможность «делать то, не знаю что» порождает тревогу. И тогда у человека ощущается потребность срочно найти кого-то, кто отвечает за его жизнь, и выяснить у него, что нужно делать!

Плохая новость: экзистенциально никто за вашу жизнь не отвечает
Даже если найдётся человек, который скажет вам, что делать – вряд ли он сможет принять на себя ещё и ответственность за последствия своего совета. Фильтровать советы – задача советуемого. Если вы выполните неподходящий для вас совет, хуже всего будет вам; советчику же, в большинстве случаев, - по барабану.

Хорошая новость: человек, ответственный за вашу жизнь, есть!
Это вы. И именно вы можете почувствовать свои желания и решить, что с ними делать, для чего требуется отфильтровать не только чужие советы, но и чужие требования. Именно вы можете установить и защитить свои личностные границы. Иной раз для этого требуется разрушить старые, установленные кем-то ещё до вас, и установить новые. В конце концов, свобода – это осознанная необходимость, а не хаос.

Невроз выходного дня

Наиболее мягкой формой этого кризиса является «невроз выходного дня»: когда из внешней структуры, обусловленной рабочим распорядком и чужими требованиями, человек попадает в вакуум свободы. Нет жёстко определенных требований, что нужно делать; а чего хочется, ему и самому как-то неясно. Иногда вообще возникает чувство вины за наличие собственных желаний. В данном случае чувство вины выступает как тень ответственности: вроде как ответственность за эти желания моя, но выполнять их при этом запрещено. Вопрос «кем запрещено?», естественно, теряется в тумане вины. Запрещено, и всё.

Проблема заключается ещё и в том, что если глубинные желания не удовлетворены, удовлетворение более поверхностных счастья не приносит. Осознать же собственные глубинные желания не всегда легко: желать, осознавать собственные желания – это означает брать ответственность за их удовлетворение на себя, и это как раз то, от чего многих из нас тщательно отучали. Иногда для возвращения к собственным желаниям необходима помощь психотерапевта.

Тревога, связанная с выходными и отпусками, является характерным признаком того, что отказ от собственных желаний уже начался, и ответственность за вашу собственную жизнь от вас уже как-то ускользнула. Ловите её и возвращайте на место, ибо никто, кроме вас, за вашу жизнь всё равно не в ответе.

Ловушка обусловленности

Экзистенциальный кризис, связанный со свободой, часто выглядит как её полное отрицание. «Свободы нет! – тоскует такой человек, - Наша жизнь полностью предопределена: мы таковы потому, что нас так воспитали, и любой наш выбор будет обусловлен прошлым, судьбой, фатумом, законами физики и Уголовным Кодексом. Так хочется свободы, но свободы-то и нет…»

К счастью, свобода заключается не в отрицании объективных законов – но в нашем отношении к ним. Человек отличается своей способностью понимать, что детерминирован, и выбирать своё отношение к тому, что его детерминирует. Если он не отрекается от свободы собственной воли – то он может и должен выбирать, как относиться к неизбежным границам: согласиться ли с ними, бороться против них, защищать их или отрицать?

Увы, свободы без ответственности действительно не бывает: каждый из этих выборов влечет свою ответственность. Как говорится, выбор есть всегда, даже если вас съели – но отвечать за ваш выбор придется всё-таки вам самим. И только неумение признавать свою ответственность приводит к тому, что поле выбора сужается до одного варианта. В действительности человек свободен, и вариантов бесконечное количество, но пока человек не умеет принять на себя ответственность за свой выбор – у него будет создаваться иллюзия отсутствия выбора.

Упражнение


Нередко человек думает «я не могу» о том, что в действительности является его свободным выбором: «Не могу же я вести себя так чёрство!» - говорит он себе, и всё выполняет и выполняет чужие требования…

Научитесь заменять «я не могу» на «я не хочу» - и вопрос ответственности сразу станет значительно более прозрачным. «Я могу быть чёрствым в данной ситуации, но не хочу, поскольку доброе мнение партнёра обо мне важнее собственного удобства для меня» - в такой фразе уже вполне очевидно, что ответственность за вашу жизнь принадлежит вам. Вы сами выбрали жить такой неудобной жизнью – и получили за это некие бонусы. И вы сами можете отказаться от этих бонусов, чтобы получить другие, сделав свою жизнь более удобной. Выбирать вам. Вы свободны в своём выборе, если готовы принять ответственность за него на себя.

Найдите ещё несколько своих «я не могу» - и замените их на «я не хочу». Взвесьте получаемые бонусы. Возможно, по зрелом размышлении окажется, что некоторые из этих бонусов не стоят тех неудобств, которыми за них приходится расплачиваться?

Из ЖЖ Ольги Подольской.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Экзистенциальный кризис. Одиночество

Сообщение Леля » Пн июл 15, 2013 9:05 pm

Экзистенциальные кризисы: изоляция

Экзистенциальная изоляция – это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину.
Ирвин Ялом


Кризис одиночества, экзистенциальной изоляции является частым завершением личностных кризисов – и иногда переходным этапом к следующему кризису, уже внеличностному, или духовному. Одиночество всегда было одной из центральных тем творчества: этот вопрос волновал людей на всём протяжении цивилизации. «Мысль изреченная есть ложь», - писал Тютчев в своём стихотворении «Silentium!», и это действительно правда: каждый человек отделен, изолирован; и понять другого «до конца», до донышка, понять его полностью во всех нюансах его представлений – невозможно. Можно неограниченно приближаться к этому пониманию, но полностью достичь его нельзя. Мысль изреченная есть ложь.

Впервые человек сталкивается с этой данностью, не осознавая этого, уже в момент рождения: именно в этот момент из единой системы «мать+плод» рождается самостоятельная, отдельная, изолированная единица: новорожденный. И чем старше он вырастает, тем глубже и точнее становятся его представления о границах между собой и миром – а значит, и о собственной экзистенциальной изоляции. Понятно, что уточнение представления о границах несет в себе немалые возможности. Но иногда на первый план выходят опасности… «О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля утешеньям бесполезным.» Б. Ахмадуллина

Что же нужно человеку, чтобы преодолеть все опасности и воспользоваться возможностями осознания своей отдельности?


Социальные взаимосвязи

Как ни крути, человек – существо социальное. Для полного счастья, да и просто для жизни, большинству из нас необходима сеть социальных взаимосвязей: другие люди - друзья, приятели, просто знакомые, с которыми иногда можно перемолвиться словечком, и совсем незнакомые люди, плодами труда которых мы пользуемся… Именно социальный контекст, то есть общество других людей, становится для человека миром, без которого ничто не имело бы смысла. Если человек лишён подобной сети взаимосвязей – он будет одинок. Причем, одинок не столько экзистенциально – сколько, так сказать, фактически.

Как же получается, что человек, находящийся на свободе, а не в одиночной камере, оказывается исключенным из социальной сети и испытывает одиночество?

Чаще всего это ответственность самого человека. На предложение проявить инициативу, начать общение с кем-то первым, от таких людей нередко слышишь: «Они какие-то неинтересные, тупые, недостойные меня уроды, не хочу с ними общаться». В менее сложных случаях – ожидание: пусть они первые ко мне подойдут, пусть вначале они меня поймут. Как говорил Эзоп: «Самый злобный лай у напуганной собаки», - подобная позиция говорит о том, что социальные компетенции человека недостаточны для того, чтобы установить нормальные отношения; чтобы рассмотреть то хорошее и интересное, что есть в каждом человеке. Повышение своих социальных умений, изменение своей жизненной позиции – вопрос ответственности самого человека. В норме социальные компетенции начинают появляться лет с трёх - и к 18, возрасту вступления во взрослую жизнь, должны быть в достаточной степени сформированы.

Социально одинокие люди, как правило, недружелюбны и пессимистичны, робки и неуверенны в себе, эгоцентричны и мало интересуются окружающими. Одиночество, в данном случае, скорее следствие личностных проблем, чем их причина. Возможности на этом уровне состоят в том, чтобы научиться видеть хорошее и в себе, и в других людях: это сильно украшает жизнь. Помочь этому может групповая психотерапия, тренинги и т.п.

Близкие отношения

Однако даже люди, имеющие широкую сеть социальных взаимосвязей, нередко чувствуют себя одинокими: так называемое одиночество в толпе. Люди, у которых много и друзей и которые проводят с ними много времени, общаясь на различные обезличенные темы – о работе, о музыке, о спорте и т.п., - тоже нередко страдают от одиночества. Почему?

Дело в том, что наряду с широким социальным контекстом человеку необходимы и глубокие отношения близости. Потребность в разделении собственных чувств, в любви и принятии – одна из базовых потребностей человека. Но эта потребность для своего удовлетворения требует высокого уровня интимности, то есть высокого уровня дифференцированности границ: с одной стороны, необходимо умение впускать кого-то в свои границы, делиться сокровенным, объединяться в единое целое. «Я не надеюсь один побороть свое одиночество. Камень не может превратиться во что-нибудь другое. Но, соединившись с другими камнями, он превращается в храм.» Антуан де Сент-Экзюпери
Неспособность к этому, интимофобия, может порождать внутреннюю неудовлетворенность внешне вполне удачной жизнью.

Но при этом собственные границы должны быть хорошо ощутимыми для того, чтобы даже в близости человек не терял себя. Попытка полностью слиться с другим человеком чревата впадением в зависимость, и неминуемо приводит к разочарованию, поскольку полное слияние неосуществимо: «Есть в близости людей заветная черта – её не перейти влюбленности и страсти, - пусть в жуткой тишине сливаются уста, и сердце рвется от любви на части…» Анна Ахматова.
Умение выносить подобную дуальность в норме приходит с возрастом и взрослением (ориентировочно после 25) – но, увы, иногда возраст приходит один…

Возможности этого этапа заключаются в личностном росте, который избавляет от инфантильных ожиданий и позволяет наслаждаться зрелыми интимными отношениями. Помочь этому может индивидуальная психотерапия.

Экзистенциальная интеграция


Но даже в том случае, если у человека есть не только достаточное количество приятелей, но и несколько близких друзей, и удовлетворительные любовные отношения, - иногда он всё же испытывает одиночество. Именно в подобных случаях можно говорить о кризисе экзистенциальной изоляции, который, как водится, несет в себе не только опасности, - но и возможности.

На этом этапе кризис одиночества – ворота в иное, духовное измерение жизни: туда, где можно говорить с деревьями и цветами, туда, где можно слушать, как растёт камень, где можно ощущать своё единство с Землей, и прикасаться к Богу: в общем, туда, где можно лицом к лицу встретиться с самим собой. Не зря большинство духовных практик подразумевают хотя бы временную социальную изоляцию: встреча с собой, собственной Самостью - это непростая встреча. Острое осознание своего экзистенциального одиночества подталкивает к этой встрече, но достанет ли духу встретиться - каждый решает для себя сам...

«Одиночество — опасная вещь. Если оно не ведет тебя к Богу, оно ведет к дьяволу. Оно ведет тебя к самому себе.» Джойс Кэрол Оутс

Упражнение

Нередко человек думает «Меня не понимают!» именно в тот момент, когда стоило бы задуматься о том, приложил ли он сам хоть какие-то усилия к тому, чтобы понять другого и донести до него свою позицию.

Был ли в вашей жизни человек, который вас не понял, хотя вам этого хотелось и было очень обидно? Если да – попробуйте понять его сами. Почему он это сделал?

a) Если единственный ответ, который приходит в голову: «Потому что он козёл», - то поздравляю вас: кризис одиночества не за горами. В действительности наверняка у него есть вполне веские причины, которые не позволяют ему вас понять, и которые вам неплохо бы выяснить.

b) Если единственный ответ, который приходит в голову: «Потому что я козел плохо объясняю», - то ситуация не многим лучше. Улучшение техник общения – очень полезное дело, но нельзя надеяться, что существует такая техника, которая позволила бы что-то объяснить не желающему понимать.
В реальной жизни ответственность за понимание лежит на обеих сторонах.

Невозможно избавиться от одиночества, не научившись понимать других людей.
Но и понимание других людей отнюдь не обязывает вас жертвовать своими интересами.
Вы можете выбирать. :)

Из ЖЖ Ольги Подольской

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Дать себе возможность изменить свою жизнь

Сообщение Леля » Вт сен 17, 2013 8:07 pm

Пожалуй, отнесу этот материал к рубрике Личностные Кризисы.

Один из сложных моментов в работе – люди не дают себе возможности уйти от своих травм и проблем.( Свернуть )
Вот вроде бы пришли работать, а сдвигов мало. Все ходим вокруг да около. Есть люди которые вообще не идут никуда ничего решать, потому что нельзя ничего решить. Во многих случаях это не сила обстоятельств. Да, все в мире не исправишь. Речь идет о том, что нужно как-то начать жить, чтобы не происходило и не случилось. Например:

Есть такие ситуации, когда социально одобряемо страдание. Более того, общество предписывает страдать, потому что «это нормально». Если же человек с какого-то момента перестает страдать и мучатся, то его близкие, буквально, запинывают обратно в страдание. «Развелась и осталась с детьми? Что-то слишком лицо счастливое.» Кроме того, многие считают, что насилие любого рода в жизни человека должно оставить на сердце неизгладимую рану, которую регулярно надо проверять, не зажила ли.
«Низабудунипрощу». Если с человеком случилось что-то плохое, то он должен поддерживать в себе огонь ненависти.
« Я изменился». Да, люди меняются постоянно, мозг претерпевает изменения, но есть категория людей, которые над фактом изменений долго и активно медитируют. « Когда мне было 20 лет, я был легок на подъем и инициативен. Сейчас я изменился. Я совсем не такой. Ужос-ужос» ( это обычно разговор к тому, что изменения , поставили жирную и несмываемую точку в жизни человека)
«Другие виноваты». Когда человек постоянно думает о вине окружающих, он полностью лишает себя возможности что-то в жизни изменить. Получается же, что с ним все нормально, с другими ненормально. А так как невозможно переделать людей, чтобы они делали только мне любимому все на пользу, невозможно, то такая позиция ставит жирный крест на любом продвижении вперед.
«Жизнь несправедлива ко мне». Да, черт возьми, так оно и есть. В каких-то ситуациях жизнь несправедлива к нам. Не всегда всем воздается по заслугам, не все наши планы и ожидания реализуются. Но жизнь не станет справедливее, если постоянно держать при себе это убеждение. И потом, если вам не досталось того, чего вы хотели, будьте уверены, другим не досталось того, что есть у вас.
Страх того, что после того, как ты бросишь бегать по кругу со своей психотравмой, придется что-то делать по существу.

Для многих перестать носиться с проблемой или начать работать с негативными переживаниями в своей жизни, значит сдаться, проявить слабость. На самом деле многие болезненные жизненные истории и ситуации, надо принять как данность, оттолкнуться от них и начать жить. Вообще надо в один прекрасный момент взять на себя ответственность, выйти из прошлого в настоящее и дать спокойно своим ранам затянуться. А еще лучше, заняться их лечением. Сказать себе, «я не страдаю, и это хорошо.Я перестал сам себя мучать и издеваться над самим собой»

Естественно, что психотравмирующий материал бывает мало доступен для осознания. Люди незаметно для себя его ковыряют, делая себя несчастными. Если хотите пресечь издевательство над самим собой, обратите внимание на следующие вещи:

Вы постоянно жалуетесь на одно и то же.
В голове постоянно крутятся мысли на предмет того, что бы должны были сделать люди, чтобы вы не получили негативных переживаний.
Постоянная тревога о том, что в прошлом что-то сделано не так, и как это вас тогда характеризовали, и как это подорвало ваше настоящее и будущее.
Невозможность простить себя за что-то в прошлом и постоянные мысли на тему «гадкий я».
Построение схем для других, что они должны сделать, чтобы у вас не возникло неприятных переживаний.
Прошлое не дает что-то сделать в настоящем.
Ревность к чужому успеху.

Вот это все – железные якоря, которые никуда не дают идти в этой жизни. Якорь в грунте, цепь привязана к вашей ноге, все что можно делать – бегать вокруг якоря.
Что можно сделать для себя , чтобы начать куда-то двигаться и сойти с привязи:

Жить в настоящем, признавать свое прошлое и планировать будущее. Люди имеют обыкновение жить в прошлом или будущем, а через настоящее пробегать буквально с закрытыми глазами.
Надо уважать свои способности и возможность эти способности развить. Люди могут научиться очень многому. Но перфекционизм надо оставить в стороне. Очень многим не нужно в принципе достигать заоблачных высот в каких-то вопроса. Нет смысла отбрасывать увлечение астрономией, если уже в этом возрасте в космонавты не берут.
Нужно признать, что как бы вы не старались в жизни, бывают плохие времена, вы можете с чем-то не справляться, пасовать, переживать и откатываться назад. Это нормальная часть жизни. Не все можно контролировать. Вся проблема в том, что многие люди, когда упали, не дают себе подняться и признают себя безногими.
Принять факт, что боль в жизни случается, и без нее никуда не деваться. Это та самая рана на сердце, которую можно ковырять или лечить. Никому не нужно рассказывать, как проходит выздоровление у людей получивших физическую травму. Те, кто двигается и работает с собой – выздоравливают гораздо быстрее тех, кто лежит в кровати и не двигается.
У всех есть ложные установки и мусор в голове, который мы набираем в течении нашей жизни. Найдите их и приберите у себя в голове. А уж тем более избегайте ситуаций, когда вы можете собрать в свою голову дополнительный хлам


Из ЖЖ Натальи Стилсон

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Про зону комфорта

Сообщение Леля » Чт сен 26, 2013 6:02 pm

Сейчас осень. Осень - время ежегодного умирания природы. И мы, как ее часть, не можем на это не реагировать. Осень - время обострения неврозов.

Я бы сейчас поделила неврозы на две группы, не раз и на всегда, а в нынешнем контексте, и очерчивая ту среду, с которой я чаще всего сталкиваюсь. Если вы в этом описании себя не находите, значит это не про вас.

Обе эти группы объединяет такая штука, как зона комфорта. Для одной группы зона комфорта - это создание себе проблем в своей голове и в своей жизни как способ убежать от себя. Для другой зона комфорта - это избегание рисков и проблем в связи с тем, что комфортная жизнь уже создана, и человек положил много усилий на это.

Мы все хотим достичь некоторого состояния счастья, то есть состояния, в котором мы ни в чем не нуждаемся и удовлетворены. По сути - это сферический конь в вакууме, потому как на место удовлетворенной потребности приходит новая неудовлетворенная и этот цикл продолжается и продолжается. Не существует какого-то вечного ощущения удовлетворенности, как невозможно выспаться раз и навсегда.

Так вот, "зона комфорта" тому пример. Зона комфорта - это то место, в котором мы чувствуем себя наиболее полноценными, уверенными в себе и защищенными. У каждого человека она разная. Как я выше уже упомянула, для одного зона комфорта - это "никогда не останавливайся и не оглядывайся", у другого "сиди и не шевелись, чтобы ничего не случилось, что придется преодолевать". По началу такая зона комфорта - это достижение, а по прошествии времени "бег в колесе" в попытке избежать нарушения равновесия. Если вы себя сейчас находите в такой зоне комфорта и начинаете ею тяготиться - пришло время кризиса развития, некоторой личностной революции. Выйти из этого застоя помогает только осознание, насколько сильно меня "засосало" в эту зону комфорта, как сильны уже отчаяние и безысходность.

Выйти из зоны комфорта - это значит рисковать встречаться со своим страхом нового, переживать его и не падать как кегли, а устоять на ногах. Если вы устояли - тогда можно делать первый шаг.
Встреча со своим страхом происходит в самом слабом месте, там, где в детстве было оказаться просто опасно. Приятная новость в том, что мы уже не дети, и кроме нас самих никто за слабость нас осудить просто не имеет право, хотя бы в силу того, что у каждого такое слабое место есть.

Чтобы рискнуть, нужно очень сильно разозлиться, и не важно на что или на кого, важно, что злость воодушевляет как на поле боя. Пока вы еще дорожите своей зоной комфорта, изменения вам не грозят, но когда зона комфорта выглядит как убогое существование, то терять уже нечего и можно бежать и кричать "ура" навстречу своему страху, надеясь, что он вас не убьёт. Да-да, с дрожащими коленками и презирая себя.

Вы боитесь выглядеть идиотом? Самое лучшее в этот момент - это выглядеть идиотом, и пережить это, смущаясь, стыдясь, и боясь.

Из ЖЖ Анны Паулсэн

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Бунт бессмысленный и бесподащный

Сообщение Леля » Вс сен 29, 2013 4:51 pm

Иногда я вот читаю френдленту и думаю - вот, какие люди умные мысли думают, а мне и сказать нечего...
И грущу от того, что такая я...ограниченная и неумная, а скорее, нет, даже нетворческая. Ведь не мочь придумать, что сказать - это отсутствие воображения и полная неработоспособность творческих возможностей, думаю я уныло.

А вот как раз недавно приходили ко мне несколько клиентов с запросом про творчество, вроде как.

Один говорит, вот знаешь, говорит, вокруг одни художнеги, дизейнёры, на худой конец уже танцовщеги - а я что? Что я, спрашиваю я себя в порыве зависти, на что я годен, кроме составления годовых отчетов и получения зарплаты за это сугубо нетворческое дело?
Или вот второй тоже, приходит и просто чуть не плачет - дауншифтеры уже все в Непале, ну, кто до Непала не доехал, тот на Гоа, а я что? Я хожу на работу. Это слово он произнес с содроганием.
При этом у него двое детей, и он вряд ли сможет в ближайшее время перестать ходить на работу и невротизироваться из-за того, что это наипоследнее из того, что он ХОЧЕТ делать.

А когда я спрашиваю этих и других людей, которые плачут из-за того, что они вообще никогда не делают то, чего хотят, чего же они уже в конце-концов хотят?.. То они смотрят на меня как на сумасшедшую. Чего хотят? Конечно не делать того, что они уже делают, потому что это полный отстой и хрень собачья.

В тот момент, когда я продолжаю настаивать, совсем уж оборзев, что чего же они НЕ хотят, это я уже поняла, а вот чего хотят - это бАльшой вопрос, они обычно впадают в замирание.

Так вот, к чему же я клоню? А клоню я к тому, что большинство людей, страдающих от нереализованности и непонимания, кто же они такие и чего хотят, в действительности, и вправду не знают.

Они не знают, кто они. Они не знают, чего хотят, они не знают, что они чувствуют, они не уверены, что то, что они делают, чувствуют и хотят - это то, что по-настоящему надо делать. Они сомневаются. И правильно, кстати, делают.

У них не было в этой жизни времени на то, чтобы все это узнать, потому что вся жизнь была потрачена на то, чтобы быть против. Чтобы бунтовать. Нежелание вставать утром и идти на работу? Нежелание укачивать орущего ребенка? Нежелание носить офисный костюм? Нежелание выполнять данное обещание? Приезжать вовремя? В выходные пойти на рынок?

Возникает резонный вопрос, а зачем, собственно, вы устраивались на эту работу, женились, рожали детей и ты пы?
Ответ будет очень простым - для того, чтобы было против чего бунтовать. Против чего иметь зуб. Да вообще - против чего жить. Поскольку если нет против чего, то и жизни тоже нет.

Не подумайте, что я против этого:) Ни в коем случае! Я - за!

Я за то, чтобы видеть это. За то, чтобы уже, наконец, распознать, что жизнь в конфликте - это единственная изученная форма жизни на сегодняшний момент. Что жизнь в неудовольствии - это единственное, что когда-то было разрешено.
Мамочка, не переживай, я также несчастна как ты. Папочка, не злись, я такой же неудачник как ты.

Верность семье и принятым в ней ценностям - это то, что заполняет внутреннюю пустоту многих людей, которые были лишены своего я.
Как лишены? Да все вы, наверное, видели, как мама говорит плачущему сыну: если не будешь послушным, то я уйду!
И он верит.

Но, господа, большая часть из вас уже выросла, и мама уже не так сильно нужна, как в два года.

Но почему-то в душе такие люди все еще верят в то, что если они не будут послушными - читай - терпеть то, что не нравится, без слез и протеста - то случится что-то непоправимое. Ага, да! Случится. Мамочка уйдет.

Да может и бог с ней? Может, уже отпустить?


P.S. Для радеющих за клиентскую безопасность: выведенные в данном посте клиенты - персонажи сугубо собирательные и к реальным людям отношения не имеют. То есть все (вдруг) совпадения случайны.


Из ЖЖ Анастасии Фокиной


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя