Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Про чувства

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Когда нам бывает стыдно

Сообщение Леля » Сб май 17, 2014 10:46 am

Последнее время всё чаще звучит мнение о стыде как современной эпидемии. С другой стороны, кажется, что стыд вымер, как птеродактили и ихтиозавры. В XVI веке модной деталью мужских панталон был гульфик, рекомендовавший хозяина панталон как мужчину с внушительным мужским достоинством и воина (изначально металлический гульфик был своего рода бронежилетом для гениталий). Сегодня он сохранился на нижнем белье, и едва ли кто-то отважится поселить его на брюках. Но в XVI веке едва ли кому-то пришло бы в голову сесть нагишом и приколотить гвоздем мошонку к площади в знак протеста, как раньше Жанне д’Арк или позже кавалерист-девице Дуровой не приходило в голову гарцевать топлес подобно Femen. Или, например, эволюция купального костюма, начиная с XVIII в. – marinni.livejournal.com/852287.html. Границы стыдного – и не только в отношении телесности – изменяются в зависимости от времени и культуры.
Брен Браун, изучавшая социальные отношения, говорит: «Когда я спрашивала людей о любви, они рассказывали о горе. Когда спрашивала о привязанности, они рассказывали о самых болезненных расставаниях. На вопрос о близости я получала истории об утратах. …Я поняла, что всему виной является стыд. Мы все боимся, что недостаточно хороши для отношений – недостаточно стройны, богаты, добры». С тем, что стыд сплавлен со страхом, не поспоришь. Недаром же древние греки понимали стыд как «страх дурной молвы». Однако свести его только к страху невозможно хотя бы уже потому, что страх – это природное, восходящее к инстинкту самосохранения чувство, а стыд – дискомфортное переживание представления о несоответствии себя или своего поступка принятым нормам, о конфликте между, с одной стороны, желанием или действием, а с другой – разрешенным и должным.
Я не совсем согласен с Брен Браун, потому что одно дело – бояться, что меня не примут из-за несоответствия моей фигуры эталону красоты, и совсем другое – стыдиться своего тела. В первом случае я могу подправить фигуру, изменить стиль одежды, сказать, мол, любите такого, какой есть. Во втором – выход на люди будет чуть ли не пыткой, рубашка с коротким рукавом – непозволительным обнажением, перспектива найти друга/подругу – безнадежной.

То же и в отношении поступка. Одно дело – страх наказания: не ворую, так как боюсь попасться, но если уверен, что не попадусь, могу и украсть; украл, попался и боюсь наказания, но если уверен, что наказания не будет, душа спокойна. И совсем другое дело – когда что-то захочу или сделаю и сгораю от стыда, который сам наказание посильнее любых житейских наказаний. Когда-то в самом начале работы телефона доверия в институте «Гармония» позвонил молодой человек: «Когда мне было 15–16, мы с приятелями ловили девчонок и насиловали. Тогда это было ужасно весело. А десять лет прошло, я вдруг понял, что делал, и не могу с этим жить». Это стыд – после. Но есть и стыд – до, охраняющий от поступка. В советские годы Булат Окуджава сказал чиновнику в ответ на государственное предложение: «Вас я вижу первый, может быть, и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь».
Важно, что стыд – реакция не просто на внешние требования, но на ту их часть, которая усвоена и присвоена мной, стала частью моих ценностей, моего «Я». Главное послание стыда: «Не разрушай себя». Он разыгрывается в душе, и сказать, что он переживание малоприятное, – значит ничего не сказать. Но вместе с тем он очень ресурсное состояние.

Подхожу к стыду очень осторожно, а не сразу и непременно с психологическим скальпелем, как к тому располагают наивные надежды сделать жизнь сплошь позитивненькой. Хоть и говорят, что наглая морда – второе счастье, бесстыдство не тот идеал, к которому я должен тащить пациента на веревке психотерапии. Мы посидим над мозаикой его жизни, чтобы он смог слушать и слышать свой стыд, когда тот еще говорит шепотом, а не оглушает криком, и научился из того, из чего складывалась боль стыда, складывать поддерживающую себя жизнь и быть ее хозяином, а не изнемогающим под ее тяжестью носильщиком.


От Виктора Кагана

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Эмоции

Сообщение Леля » Сб май 17, 2014 10:54 am

С биологической точки зрения эмоция – это старт действия. Когда Братец Кролик видит Братца Лиса, Братец Кролик чувствует страх. Все от того, что мозговое вещество надпочечников резко выбрасывает в кровь Братца Кролика норадреналин и адреналин. В результате у Братца Кролика повышается артериальное давление, сердце начинает быстрее биться, активнее перекачивает кроличью кровь, эффективнее снабжая ею мозг, периферическую нервную систему и мышцы нашего Героя. Для чего все это нужно? Чтобы мгновенно сообразить, как обхитрить Братца Лиса и еще более убежать от него. У Братца Лиса, между прочим, происходит в организме то же самое. Только образовавшийся импульс он вкладывает не в бегство, а в погоню. Не догонит, так согреется, главное -- потратить возникший импульс.

Что происходит с эмоциями и чувствами, когда их невозможно обратить в действие? У вас хронический конфликт на работе? Вы печальны, не можете уволиться? Вы злы, но в вашем офисе нет чучела начальника, чтобы втыкать в него стрелы для дартс? Вам не с кем это обсудить? Вы этого даже не осознаете? Тогда вы будете болеть. Психосоматические заболевания -- это недомогания, у которых отсутствует первичный органический повод. Это может быть головная боль, гастрит, хроническая усталось. Профильные врачи в таких случаях разводят руками и говорят: "Обратитесь к психологу". И первое, что сделает психолог, это станет расспрашивать вас, в каких отношениях вы находитесь со своими чувствами.


От Полины Гавердовской

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

ЗАвисть

Сообщение Леля » Вс май 25, 2014 9:22 am

Изображение
Зависть — нормальное человеческое чувство, которое является одним из наиболее социально неприемлемых, потому что, будучи в своей «токсичной» форме сильно распространенной в обществе, угрожает его существованию. Но я сейчас не про общество и зависть, которая приводит к революциям, а про индивидуальный процесс. Зависть, как и другие «плохие» чувства вроде стыда или злости, могут многое подсказать тому, кто может с ними соприкасаться и переживать их.

Отправной точкой зависти является ощущение у себя дефицита того, чем обладает другой, и чем сам хочешь обладать. Это — сердцевина зависти. А вот дальше наступает развилка. Здоровая зависть выполняет, как и большинство эмоций, функцию побуждения к действию, и тогда мы предпринимаем усилия для того, чтобы восполнить у себя дефицит того, чего хотим. В таком случае другой человек выполняет роль помощника в обнаружении у себя той или иной недостаточности. И речь не обязательно идет о предметах. Я могу видеть отличную работу коллеги на супервизорской группе и позавидовать, потому что, как мне кажется, у меня так пока не получается. И моя зависть обнаруживает мою неуверенность в тех или иных моментах работы, освещает направления для приложения усилий. При такой зависти я не стремлюсь очернить того, кто ее у меня вызвал, и даже нет желания превзойти — есть желание прилагать усилия для того, что развиваться дальше самому. Чувство это все равно не приятное, но мобилизирующее.

Есть другая цепочка, приводящая к настоящему отравлению завистью, за которое это чувство так не любят. Цепочка токсической зависти выглядит так:

а) Ощущение у себя дефицита того, чем обладает другой (это могут быть предметы, феномены вроде прекрасных отношений или конкретных навыков, или происходящие в жизни человека события).

б) Ощущение собственной ущербности/неполноценности и невозможности самостоятельного получения желаемого блага.

в) Злость/обида на другого, который обладает столь нужным, но реально или мнимо недостижимым объектом/качеством и т. д.

г) Стремление компенсировать недостижимое благо через конкуренцию.

Конкуренция бывает двух разновидностей. Первая более-менее невинная: человек начинает искать у себя другие объекты/феномены, которые «ничуть не хуже». Например, просматривая в конце отпускного сезона ленты в социальных сетях и наблюдая массу народа, которая повыкладывала свои фото с разных Кариб, Гавайев или хотя бы из-под Владивостока, можно утешать себя, все лето просидевшего дома, тем, что «зато мы та-а-а-акой потрясный ремонт у себя сделали, а они на последние деньги, да еще в кредит, поехали!». Вместо того, чтобы признать свое желание побыть где-то на теплых морях, пытаешься заткнуть свое разочарование или усталость поиском того, что могло бы утешить.

Вторая разновидность конкуренции — прямая попытка обесценить другого, его достижения, или же попытка нанести непосредственный вред. Здесь злость и ощущение своей неполноценности разворачиваются в полную силу, и начинается месть другому за его успех. От «зато у них отношения с мужем ужасные» и «наворовали, суки!» до прямых действий по причинению вреда. Я где-то читал слова одного немецкого антрополога, который много лет проработал в Нигерии. Он сказал: «знаете, чем отличается зависть по-европейски от зависти по-африкански? Допустим, выйдет утром европеец из дома, и обнаружит, что у соседа дом выше и лучше, чем у него. Что сделает европеец? Он приложит все усилия, чтобы его дом был не хуже. А вот выйдет африканец утром из своей хижины ,и увидит, что хижина соседа лучше в два раза. Что сделает африканец? Он наймет колдуна, чтобы тот наслал порчу на владельца большой хижины».

Современный мир предоставляет огромные возможности для зависти. Читаешь записки путешественников, которые побывали в странах, которые для тебя недостижимы; видишь гармоничные отношения у соседей/друзей/звезд/героев сериала на фоне собственного развала; жизнь в других странах, которые кажутся лучше своей; карьеру друга, который начинал так же, как и ты, но теперь ушел далеко вперед... Лавина информации про жизнь других людей обрушивается на человека. Если в прошлом люди сравнивали себя только с соседями (из которых и состоял сельский «мир»), которые преимущественно не сильно отличались по уровню богатства или качеству жизни в целом, то теперь перед человеком разворачивается панорама настоящего мира. Панорама сильно искаженная, деформированная.

Развитию токсической зависти очень способствует позиция наблюдателя — когда концентрируешься не на своей жизни и тех вызовах и задачах, которые она ставит перед нами, а на чужих жизнях, которые так обманчиво легко раскрываются перед нами. Подводных камней тех или иных достижений мы не видим, к тому же мало кто будет выкладывать свою рутинную и нередко скучную жизнь в социальные сети. В зависти очень много идеализации того, кому завидуешь. Она своего рода парадоксальная форма признания достижений.

Зависть может обостряться еще ощущением, что если у другого есть какое-то благо, то оно точно не достанется тебе. То есть как будто обладатель блага украл его у тебя, и тогда к зависти добавляется еще и страх. Он особенно силен, если ресурс действительно ограничен.

Итак, зависть включает в себя осознание дефицита, страх того, что не достанется, ощущение ущербности, злость и обиду, признание и конкуренцию. Совсем избежать зависти невозможно, как и любого другого нормального социального чувства. Уменьшить ее количество — да, если концентрироваться на собственной жизни, а не на чужой, и на своих стандартах, а не на чужих. И тогда, если другой человек будет обладать тем, к чему ты сам стремишься, это станет стимулом к развитию, а не к самоотравлению. Сама по себе зависть не отравляет - отравляет чувство ущербности. Нет "черной" или "белой" зависти, т.к. и там, и там в основе - ощущение дефицита. Если мы способны порадоваться за успехи других людей - это не "белая зависть", а радость. В общем ,как обычно, дело не в эмоции/чувстве, а в том, что делать с этим чувством: принимать его и воплощать в действие, подавлять или отрицать...

А как быть с завистью других людей к нам? Никак. Чтобы ни разу не быть объектом чужой зависти, нужно очень постараться сделать свою жизнь максимально серой и жалкой.


От Ильи Латыпова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Re: Про чувства

Сообщение Леля » Вс май 25, 2014 9:36 am

Очень любопытнаякнига про Гнев.

Несколько цитат из нее для затравки:
Когда мы подвержены сильным эмоциям, то мы в этот момент теряем способность мыслить ясно. Это происходит потому, что центр в нашем мозгу, отвечающий за появление эмоций (лимбическая система), связан с нашим “думающей” частью, которая позволяет нам строить разнообразные логические построения. Сильные чувства могут частично блокировать наши аналитические способности, и мы можем делать ложные выводы, а значит, следом за ними могут идти приносяцие вред нам и окружающим людям действия.



Итак, мы с вами приблизительно определили, чем же нам в жизни мешает чувство гнева. А теперь пора выяснить, зачем же он нам, собственно нужен? Для чего мудрая, но медленная (может поэтому и мудрая) эволюция предусмотрела его в нашем организме?
1. Злость готовит наше тело.


2. Всякие эмоции, помимо физиологического, носят и социальный характер.




3. Злость, необходимая для преодоления препятствий.

Многие из нас знают, что при столкновении с тщетностью выделяют несколько этапов. Так, например, есть такая модель:

1) отрицание

2) агрессия

3) торги

4) депрессия

5) принятие

И не просто так в этом списке есть агрессия. При столкновении с какой-то преградой у нас может выделиться энергия для того, чтобы её преодолеть. И тогда тщетность уже не будет таковой :) Для этого состояние есть название — фрустрация.


Я говорю не о том, чтобы решать когда злиться, а когда нет. Мы не в состоянии осуществлять контроль за нашей лимбической системой. Чувство рождается независимо от наших волевых усилий.

Зато мы можем сделать так, чтобы чувство приносило менее разрушительный эффект для нас, для нашей жизни, для наших отношений с близкими людьми


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей