Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Семейные отношения

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Разделение обязанностей

Сообщение Леля » Сб май 17, 2014 12:41 pm

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:
У детей должны быть как обязанности, так и права. Если эти права произвольно или под воздействием настроения нарушаются взрослым, то ребенок, в свою очередь, тоже начнет сопротивляться любым усилиям наладить с ним сотрудничество.

Ребенок должен понимать (возможности и критерии понимания даются взрослыми), какие результаты трудов считаются хорошими, а какие - нет. Работу должны оценивать вместе с ним и взрослые.

Предоставьте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. Для этого бывает полезным совместно составить весь список домашних дел и предложить ребенку выбрать из него то, что ему понравилось больше. Выбор "ничего не делать" - невозможен. После этого он выполняет выбранное или нет, что ведет к логичным последствиям.

Само логическое последствие должно быть оговорено с ребенком заранее. Например, если в качестве своей обязанности ребенок выбрал "ходить за хлебом" и забыл это сделать, то всей семье придется сидеть без хлеба до его похода в магазин.

Установите совместно с ребенком разумные сроки выполнения задачи.

Меняйте порученные задания. Выполнение одного и того же задания очень легко наскучит ребенку. Детям нравится справляться с новой или необычной работой.

Помните, что выявляетесь для вашего ребенка образцом. Не ждите от него аккуратности и порядка, если не соблюдаете их сами.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы такой перфекционист в области домашнего хозяйства, что при малейшем отклонении от порядка испытываете ужас. Или, может быть, вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.

Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Домашние обязанности трехлетнего ребенка
складывать игрушки на место;
относить на стол салфетки, тарелки и столовые приборы;
убирать за собой оставшиеся после еды крошки;
уметь почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться;
одеваться и раздеваться с помощью взрослого;
если ребенок случайно пописал мимо горшка или обмочился, то вытирать за собой он должен сам;
помогать разбирать пакеты с покупками и раскладывать их на нижние полки.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

с помощью взрослого накрыть на стол;
помогать покупать в магазине под внимательным наблюдением взрослого;
вовремя кормить домашних животных, ухаживать за ними;
помогать убирать в саду и во дворе;
помогать расстилать и убирать постель;
помогать при мытье посуды или (с некоторой помощью) загружать посудой посудомоечную машину;
протирать пыль с мебели;
намазывать масло на хлеб;
готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.);
помогать разливать суп по тарелкам и т. п. на семейных обедах и ужинах;
помогать в приготовлении простого десерта (положить украшение на кекс, залить мороженое джемом и т. п.);
доставать из почтового ящика корреспонденцию;
выходя из дома, сообщать родителям, где он (она) будет находиться;
играть в доме без постоянного наблюдения и постоянного внимания взрослых;
развешивать носочки, носовые платочки на невысоко подвешенной бельевой веревке;
помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

обсуждать со взрослыми меню на день и участвовать в закупке продуктов;
уметь самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой;
самостоятельно наливать себе питье;
накрывать обеденный стол;
добавлять в блюда, которые готовит кто-нибудь из взрослых, некоторые ингредиенты (по рецепту!);
расстилать и убирать постель;
убирать комнату;
самостоятельно одеваться и подбирать одежду;
чистить раковину, туалет и ванну;
протирать зеркала, если они низко расположены;
сортировать белье для стирки: складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное;
складывать чистое белье и убирать его;
отвечать на телефонные звонки;
оплачивать мелкие покупки;
помогать мыть машину;
помогать выносить мусор;
самостоятельно решать, как он потратит свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений;
кормить своего домашнего питомца и убирать за ним;
самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
самостоятельно подбирать себе одежду по погоде, соответствующую конкретному случаю;
пылесосить коврики;
поливать цветы и растения;
чистить овощи;
готовить простые блюда (сварить яйца, сосиски, приготовить бутерброды);
помогать развешивать белье на сушилку;
развешивать свою одежду в платяном шкафу;
собирать дрова для камина, костра;
собирать граблями листья и полоть сорняки;
выгуливать домашних животных;
уметь обработать себе мелкую ранку;
выносить мусор без напоминания;
помогать мыть и чистить автомобиль;
накрывать (сервировать) стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

ухаживать за велосипедом. Запирать его в соответствующем месте, когда не пользуется;
принимать телефонные сообщения и записывать их;
выполнять поручения родителей, например, купить по их просьбе карандаши, книгу или другой небольшой предмет;
купать собаку или кошку;
выгуливать домашних животных или вместе с родителями их дрессировать;
нести пакеты с продуктами;
самостоятельно, без напоминания, вставать по утрам и ложиться спать вечером;
самостоятельно носить в школу деньги за завтраки;
оставлять после себя ванную в порядке, вешать чистые полотенца;
гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)


правильно складывать салфетки и правильно раскладывать столовые приборы;
мыть шваброй или натирать пол, пылесосить ковер;
помогать переставлять мебель. Причем планировать перестановки вместе со взрослыми;
самостоятельно наливать себе ванну;
помогать другим (если они попросят) в работе;
наводить порядок в своих шкафах и ящиках;
выбирать себе одежду и обувь в магазине (с родителями);
менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую;
складывать одеяла;
пришивать пуговицы;
зашивать распоровшиеся швы;
убирать за животными во дворе или в доме;
приготовить для всей семьи простое блюдо по рецепту;
срезать цветы и ставить их в вазу;
собирать фрукты с деревьев;
разжигать костер, подготавливать все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду);
красить забор или полки;
писать простые письма;
помогать размораживать и мыть холодильник;
кормить младшего ребенка;
купать младших сестер или братишек;
мыть, вытирать и расставлять по местам посуду и столовые приборы;
вытирать пыль.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

менять постельное белье, складывать грязное белье в корзину;
уметь обращаться со стиральной машиной и (или) сушилкой;
покупать по списку продукты;
самостоятельно переходить улицу;
самостоятельно приходить на назначенные встречи (к врачу, на занятия в школе и т. д., если это недалеко);
печь печенье из полуфабриката;
готовить еду для всей семьи;
получать свою почту и отвечать на нее;
приготовить чай, кофе или сок, разлить по чашкам;
планировать свой день рождения или другие вечеринки;
уметь оказать простую первую медицинскую помощь, например, обработать несложную рану йодом, наложить повязку;
мыть семейный автомобиль;
уметь планировать свои расходы.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

не бояться одному оставаться дома;
ответственно распоряжаться некоторым количеством денег;
уметь ездить на городском автобусе.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

уметь принимать на себя обязанности лидера;
помогать укладывать спать маленьких братьев или сестер;
помогать отцу в строительстве, поделках и работе по дому;
уметь чистить плиту и духовку;
самостоятельно делать уроки.

Обязанности и возможности ученика старших классов

готовить, если надо, еду для всей семьи;
следить за собой: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медосмотр;
учитывать потребности других и согласовывать их со своими. В случае, когда интересы родителей и подростка являются прямо противоположными, быть способным к конструктивному разговору и взаимным компромиссам;
иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей (своих физических и психологических, родительских финансовых и т.п.);
последовательно исполнять принятые решения;
по возможности зарабатывать немного денег.


Взято отсюда

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Почему надо воспитывать разумно

Сообщение Леля » Вс май 25, 2014 9:41 am

Есть воспитание, ориентированное на наказание, есть - ориентированное на похвалу, и есть ещё вариант - разумное, ориентированное на обучение поведению.
Маленький тест:

1. Ругаете ли вы ребенка за плохое поведение?
2. Прибегаете ли к угрозам (даже зная, что не приведете их в исполнение)?
3. Говорите ли порой детям то, о чем потом жалеете?
4. Уступаете ли детям лишь потому, что это проще, чем настоять на своем?
5. Наказываете ли детей физически (шлепки, дергания за руку), потому что не можете сдержаться?

Если хотя бы на два вопроса вы ответили "Да", значит, ваш стиль воспитания ориентирован на наказание.

По сути, это модель, переданная нам "по наследству".
Мы ее "взяли" потому что, во-первых, "других конфет не едали", и это автоматические реакции, во-вторых, эти меры быстро меняют поведение ребенка (со страху и из чувства вины станешь хорошим ребенком быстро- правда, ненадолго), и в-третьих, так как у нас нет никаких других моделей, мы судорожно, до истерики буквально, боимся потерять власть над ребенком.

Я как-то видела такой эпизод из окна автобуса: ребенок с резиновым молотком в руках куда-то несется, в сторону дороги.
Папа его ловит, отчитывает, дергает, ставит рядом с собой.
Ребенок через секунду вырывается и несется в сторону дороги.
Папа уже выходит из себя, хватает его, орет, дергает, держит за руку.
Ребенок выбирает момент,и снова вырывается и несется к дороге...
Я думала, папу инсульт хватит.

Это история про то, что если бы дети решили нас не слушаться - мы бы фигушки чего с ними могли сделать. Ну не убивать же их?

А слушаются они по двум причинам: или со страху (но тут есть риск "революции") или потому, что привязаны к нам.

Так вот.
Воспитывать важно, сохраняя привязанность - ибо это единственный вариант, что ребенок будет "слушаться" даже в пресловутом подростковом возрасте.
А неслушающийся ребенок - это адъ ))))

Если мы воспитываем, ориентируясь на наказание, то есть опасности:
а) мы нарушаем самовосприятие ребенка - базовое чувство "я хороший" (кстати, если же мы с ребенком только сюсюкаемся и не показываем последствия его поступков - мы его дезориентируем).
б) мы рискуем нарушить отношения (при наказании чувство сраха и злости ведет к избеганию, и чем старше ребенок становится, тем он сильнее будет отгораживаться - и мы рискуем не узнать вовремя о его проблемах, и не суметь ему помочь, это раз, а во-вторых, страха в какой-то момент уже не будет, и ребенка мы просто потеряем - он внутренне отключится от нас)
в) наказания становятся со временем менее эффективны, и мы вынуждены использовать более сильные. И можно потерять границу.

Именно это часто приводит нас к тому, что мы с изумлением обнаруживаем, что ведь тыщщу раз говорили себе "никогда не буду бить ребенка" - и вдруг обнаруживаем, что шлепки , тычки и крики - наша обычная практика.

Как воспитывать вместо этого?

С одной стороны, все довольно просто:

1. Описываем поведение - что нам не нравится (на языке ребенка)
2. Реагируем на поведение (положительное или отрицательное) СРАЗУ ЖЕ - это потребует от нас, конечно, включенности, но оно того стоит
3. Четко и ясно говорим ребенку, что нам от него нужно (на языке ребенка)
4. Сохраняем спокойствие в любых ситуациях.
5. Даем информацию заранее - как надо вести себя в той или иной ситуации, УЧИМ ребенка правильному поведению (когда мы орем, дергаем и швыряем вещи - мы учим ребенка орать, дергать и швырять вещи - и не более того).

Все просто, но ... сложно.
По вышеозначенным причинам - автоматические реакции, отсутствие иной модели и бла-бла-бла.

Но если постараться, то можно перестроиться и найти золотую серединку.

И передать своим детям уже другую модель воспитания, и любоваться тем, как изящно они воспитывают внуков. И думать, попивая кофе: "Вау, я такая молодец..." ))))))


Из ЖЖ Ирины


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя