Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Про чувства

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Вина: как отличить патологию от нормы

Сообщение Леля » Сб апр 19, 2014 10:07 am

Как отличить патологическое чувство вины и нормальное, здоровое чувство вины.

Если вы наступили кому-то на ногу и испытываете чувство вины - это нормально. Чувство вины пройдет, если вы попросите прощения.

Если другому человеку от чего-то плохо, и вы не можете сделать ему хорошо, и испытываете при этом чувство вины - то это патологическое чувство вины. Потому как с какой стати вы должны делать другому хорошо? Как это стало вашей обязанностью? Почему именно вы? Какой контракт вы подписали кровью?

В созависимых отношениях превалирует именно вот это, "ответственность за то, чтобы другому со мной было хорошо". Вполне достаточно, чтобы вы "не наступали ему на ногу", или если наступили, могли бы извиниться.

Разница примерно такая, как между "не мусорить на улице" и "подметать за всеми, кто по ней прошел".


От Анны Паулсен

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Экзистенциальная вина

Сообщение Леля » Сб апр 19, 2014 10:14 am

Изображение
Я держу в руках найденные мною листы, выдранные студентами-заочниками из их тетрадей во время занятий лет пять-шесть назад. Я уже толком и не помню конкретной темы, но точно мы говорили о смерти и о том, какую роль она играет для живых, и об экзистенциальной вине, которая может настигать людей, поводящих промежуточные или окончательные итоги собственной жизни. В разговоре было много тоски, сожаления и злости, потому что в аудитории присутствовало немало людей, которые, оглянувшись назад, признали свою прежнюю жизнь сплошным предательством себя. В этом было много тоски – тоски по тому, кем бы ты мог быть, но не стал. Вины за предательство себя, когда у тебя был выбор рискнуть и поменять настоящее, которое не устраивает, но ты выбрал это настоящее. И оно растягивается на всю жизнь. Мы говорили про экзистенциальную вину перед собой за неиспользованные в прошлом возможности, за несделанный выбор, за страх что-то изменить в своей жизни.

Экзистенциальная вина берет за горло не сразу, и не у всех она проявляется в своей тяжелой форме в виде постоянного сожаления о том, чего уже никогда не изменить Эта вина разворачивается на фоне неустроенности, на фоне острой неудовлетворенности тем, что есть сейчас, чего достиг. И — что немаловажно — у того, кто сталкивается с экзистенциальной виной, была возможность выбрать что-то другое. Она – неотъемлемая часть принятия ответственности. И здесь прячется своеобразная ловушка: мы никогда не сможем реализовать максимум того, на что в потенциале способны. Чем больше разрыв между тем, кто я есть и тем, кем мог бы быть — тем сильнее вина. Более того, не каждый наш выбор мы можем реализовать до конца. Здесь утешением может послужить «я хотя бы попытался, черт возьми!».

А как определить, кем ты мог бы быть, на что ты потенциально способен? Есть ли где-то критерии измерения собственного жизненного потенциала? Я знаю один. Ты мог быть тем, кем предлагала тебе быть жизнь в лице других людей или подвернувшихся возможностей. А этих вариантов много: куда поступить учиться? В каком городе жить? На ком жениться/выходить замуж? Остаться на прежней работе или рискнуть? Принять ли предложение о рискованном финансовом вложении, или отклонить? Завести еще ребенка, или нет? Найти любовницу, или попытаться что-то изменить в семье? Вариантов — огромное количество, и в них содержится все то множество наших потенциалов, которые мы можем реализовать (или хотя бы попытаться это сделать). Все реализовать невозможно, приходится чем-то жертвовать. Экзистенциальная вина в итоге формируется еще и из разницы того, что реализовал и того, чем пожертвовал. Чем больше реализации тех альтернатив, которые выбрал, тем меньше сожаления о прошлом, хотя совсем и полностью его избежать невозможно — хотя бы в некоторых сферах жизни.

И в какой-то момент я предложил такой эксперимент: представить, что вся жизнь будет идти так, как идет именно сейчас, без изменений, а все возможные варианты иного развития событий будут отвергаться. Что бы тогда написали потомки на надгробном памятнике? Тем, кто не боялся думать о собственной смерти, я предложил написать эпитафии на самих себя. Не в стихотворной форме, как это часто бывает, но которые бы емко отражали то главное, чем они занимались в своей жизни. Своего рода резюме жизненного пути.

Представьте, что вы идете по большому кладбищу. Все, как положено: могильные плиты, памятники, даты жизни, фотографии и портреты умерших. Вы заглядываете, смотрите годы жизни и читаете эти эпитафии. Какие чувства у вас возникают, когда вы думаете о человеке, который лежит под этой плитой, и о котором написали то или иное краткое резюме жизни?

«Здесь лежит удобный человек».

«Она так и не успела получить мамино одобрение».

«Он всю жизнь пытался».

«Он покончил с жизнью, испугавшись смерти».

«Она ждала подходящего случая».

«Боялся жизни так сильно, что умер еще до смерти».

«Здесь покоится тот, кто решил, что самое главное — это хорошо подготовиться».

«Здесь нашел покой великий интернет-воин».

«Избегая ошибок, превратил в ошибку свою жизнь».

«Он проконтролировал все, кроме собственной смерти».

«Завоевал пятнадцать стран в пределах одного монитора».

«У нее были потрясающие планы на жизнь».

«Что наша жизнь? Борьба. На радость, увы, в расписании времени не нашел».

«Он умер до того, как сын успел оправдать его ожидания».

«В поисках себя потерял близких и добрел сюда».

«Он просто хотел попробовать все…»

«Он так и не побывал в «Икее».

Вот такая вот трагикомедия... А что бы написали вы?

P.S. «Когда я умру и предстану перед Господом, он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моиссеем? Почему ты не был Соломоном?». Нет, он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?».



Из ЖЖ Ильи Латыпова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

С чувством о чувствах

Сообщение Леля » Сб апр 19, 2014 10:16 am

Любое качество, при взгляде на него с одной стороны, является даром, а с другой - проклятием. Яд от лекарства отличает только доза.
Способность человека осознавать свою смертность, с одной стороны является тем самым ограничителем, который развивает креативность человека и его возможности, а с другой является главным нашим кнутом и пугалом.

Находясь заключенным в рамках биологического тела, сознание, способное на самые невероятные вещи, вынуждено считаться с ограниченностью телесных возможностей.
Страдание заключено в борьбе с ограничениями, а мир и равновесие происходит из принятия этих полярностей и соласования между ними.
Креативность - это процесс динамического балансирования между борьбой и принятием.

Так и с чувствами. Сами по себе эмоциональные переживания являются всего лишь индикаторами, маркерами происходящих событий. Этим инструментом нас наделила природа для того, чтобы мы могли ориентироваться в себе самих, окружающем нас мире и своем взаимодействии с ним.

Чувства, ощущения, эмоции, переживания - тончайший инструмент исследования мира, и тот факт, что многие из нас не умеют им пользоваться по прямому назначению, говорит лишь о нашем невежестве.

Овладение исскуством эмоционального интеллекта приводит к развитию интуиции, креативности и мастерству контакта с окружающим миром, и само по себе является инструментом совершенствования и утончения восприятия. Чем больше деталей мы способны воспринять, тем более богатым ресурсами и возможностями предстает перед нами окружающий мир.

Эмоциональный интеллект - одна из двух составляющих, способствующих реализации человеком его внутренних ресурсов и возможностей и применения их в своей жизни. Вторая - умение связывать детали в процессы, целостные гештальты, конструировать при помощи них свою реальность, будь то обустройство своего пространства для физической жизни или творческое созидание чего бы то ни было.

Изображение


Из ЖЖ Нины Рубштейн

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Стыд, вина и духовность

Сообщение Леля » Вс апр 27, 2014 9:27 am

Переживание стыда и вины - одно из самых болезненных. Правильные домашние насильники как могут отказываются от них, потому что это правда неприятно.

Особенно красиво это выглядит в детско-родительских отношениях: например, родитель не может открыть бутылку с водой. Действие простое, тупое, механическое. Но вот заклинило ее.
Он чувствует себя ничтожным - как же так: я и не могу открыть жалкую бутылку с водой. Он ее и так, и эдак, и полотенцем, и ножом, и зубами - она не открывается.
И тут на кухню заходит ребенок. Видит родителя с бутылкой и - совершенно без задней мысли: "А можно мне водички?". В этот момент у родителя происходит чудесный механизм: вот куда можно слить непереносимое чувство стыда за свою слабость.
И дальше сценариев несколько:
а)"Ах ты ж тварь малолетняя, еще издеваешься!" - и ребенок чувствует себя мировым злом;
б)"На, сам открывай!" - и ребенку всовывается стопроцентно непосильная задача (потому что даже родитель не смог);
в)"Подай чашку! Нет, полотенце! Нет, отойди и не мешай! Да что ты уставился-то на меня?! Куда пошел, а ну стой!" - и ребенок оказывается в эмоциональных клещах, когда его и не отпускают, и помочь он не может, чувствуя свое полное бессилие и никчемность;

Так формируются обычные мелкие нарциссические травмы или основа для созависимости.

А при чем тут духовность? Есть и еще один вариант: не справившись с бутылкой, родитель говорит: "Эта бутылка сделана проклятыми империалистами (или жуликами, или ворами - или еще кем-то с неправильной с точки зрения родителя национальностью, расой или сексуальной ориентацией), мы не будем из нее пить. Мы выше этого".
Ребенок тоже хочет быть выше этого - ведь тогда он вместе с родителем, а так безопасней. Но и пить хочет.
И вот тут рождается прекрасная вещь: в отказе от своих потребностей ради родителя, он чувствует себя хорошим.
И затем, впоследствии, очень часто отказывая себе или другим в чем-то, заявляя что-то однозначно черным, а другое - однозначно белым, он снова переживает чувство гордости.

И постепенно он многие поступки, связанные со стыдом, - отсутствие денег на поездку, невозможность помочь, слабость, глупость, начинает оправдывать через духовность.
И - разумеется - тех людей, у которых есть деньги, возможность помочь, сила, интеллект, называет бездуховными, притворщиками, империалистами и так далее. И ненавидит.


От Адрианы Имж

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Тревога и Выбор

Сообщение Леля » Вс апр 27, 2014 9:31 am

Некоторые преуспевают в поддержании бестревожного состояния, механически переходя от одной своей каждодневной обязанности к другой. Они притворяются, будто такое движение и есть жизнь, что эта жизнь и их сделала такими, каковы они есть, и что в этом ничего нельзя изменить. Когда нет мнения, нет и тревоги. Но, как только люди осознают те выборы, в которые жизнь их вовлекает, они обречены на переживание тревоги.

(с) Эмми ван Дорцен


Если коротко, это о том, что жизненная стратегия "поменьше тревог" - это значит, избежать самых разных выборов, то есть, изолироваться от жизни. А если не изолироваться, то жизнь все время будет ставить перед разными выборами, и это неизбежно повлечет за собой тревогу. Как так? Почему нельзя быть вовлеченным в жизнь и при этом лишенным тревоги?

Во-первых, что значит "вовлеченным в жизнь".
Человек не существует вне окружающего мира. Мы живы за счет того, что обмениваемся с миром: что-то даем ему и что-то берем из него. Для того, чтобы меняться, необходимо с ним вступать в контакт. Этот обмен и есть включение в жизнь.

С возрастом мы научаемся осторожности и ищем все большей и большей безопасности, тем сильнее, чем больше обжигались. Однако, если между безопасностью и движением вперед мы креним судно нашей жизни все время в сторону безопасности, то движения, изменений в ней становится все меньше и меньше. Так, в погоне за безопасностью, мы тихо деградируем.
Если же мы рискуем двигаться (во всех смыслах этого слова), то есть, быть подвижными, экспериментировать снова и снова, расширяя границы своих возможностей, жизнь наполняется новыми переживаниями и ощущениями. Перед каждым шагом есть волнение - мобилизация сил и здоровая тревога о том, какие результаты принесет этот шаг. Поскольку мы не знаем, чем именно закончится этот эксперимент: мы возьмем от жизни новый приз или упремся в тупик, получим удар или попадем впросак. Это волнение, тревога - необходимая составляющая и условие движение вперед, поскольку, с одной стороны, в ней содержится энергия для движения вперед и способности справляться с новыми трудностями, развивать новые навыки, и необходимая бдительность, обостряющая внимание и осознанность. Каждому спортсмену знаком этот предстартовый мандраж.


от Нины Рубштейн

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Про тревогу

Сообщение Леля » Пн май 05, 2014 10:28 am

уже как-то писала о понятии психической нормы на примере Московского метро. http://gutta-honey.livejournal.com/113296.html Это было давно и, наверное, многие не читали. Рекомендую почитать, потому что это дает некое понятие о том, что норма, это не точка в многомерном пространстве вариантов человеческой психики, это область. И в этой области пребывают не отдельные счастливчики, а там бывают практически все. Люди входят и выходят в эту зону, и это нормальная часть жизни и особенность человеческой психики.
Теперь я тему эту немного расширю и уточню.

Дело в том, что сейчас очень принято черно-белое мышление в отношении некоторых явлений и состояний психики человека. Многие из этих явлений являются нормальной составляющей нашего существования и начинают считаться патологией лишь тогда, когда изменяют нашу жизнь к худшему, точнее, ухудшают нашу адаптацию к условиям внешней среды.

Однако, если человек начинает эти явления оценивать, как ужос-ужос, то состояние его меняется и он становится менее приспособлен к жизни.

К примеру, тревога. Без нее нельзя никак. Это наш охранитель, который сообщает нам, что при приближении каких-то событий или явлений может наступить неблагоприятный исход. И это правильно. Если тревоги не будет никогда, то люди будут попадать в неприятности. Патологией это становится тогда, когда люди начинают видеть угрозу решительно во всем, а если ее нет, то додумывать что же плохое с ними может случиться.

С другой стороны, тревога не бывает постоянной. Т.е. есть периоды, когда нет никакой угрозы и можно расслабиться. Т.е. если ты лежишь в ванной и наслаждаешься покоем, то ты не создаешь опасную для себя ситуацию. Не надо прислушиваться к звукам за стеной и заглядывать под ванну. Просто лежи и думай о приятном. Это нормально так делать.

Но что получается согласно воззрениям общества? Тревоги быть не должно вообще. Если тебя что-то тревожит, то ты больной. И начинается новый наворот страхов и тревог. Это «тревога по поводу тревоги». «Почему у меня тревога? Наверное, я больной и мне будет хуже. Если кто-то узнает о моей тревоге, они меня возненавидят и будут смеяться»

Другой вариант мнения общества—нужно тревожиться всегда. Если у тебя нет тревоги, ты бесчувственное чудовище, которое никого не любит. Появляется «тревога по поводу отсутствия тревоги». «У меня нет тревоги, хотя все тут тревожатся. Я точно больной! Если кто-то узнает, что я спокоен, как слон, то меня все отвергнут».

При этом люди начинают сравнивать себя с «другими нормальными людьми». Это некая группа «сферических коней в вакууме», у которые все не так плохо и которые абсолютно счастливы. Почему? А потому, что по этим «нормальным людям» не видно, что они нервничают. Но хочу напомнить, что мы очень плохо читаем чужие эмоции. Тем более в современном обществе не принято свою тревогу демонстрировать. Даже если человеку очень плохо, он не бросается на стены и не рвет на себе волосы.

Фактически, нормой может быть и наличие тревоги и ее отсутствие. Всегда все зависит от контекста ситуации, в которой человек находится. Есть ли смысл тревожиться по тому или иному случаю, действительно ли есть угроза? Человек «нормальный» это не тот, который психически здоров. Это тот типаж, который со всеми его заморочками, в настоящее время наиболее распространен в популяции.

«Нормальные люди» могут довольно сильно разниться в разных нациях и странах. Например, среди большинство национальностей в России нездорово слышать несуществующие голоса. Это называется психоз. Для некоторых других народностей не слышать голоса ненормально. Если с тобой не разговаривают предки и духи, хоть иногда, то значит с тобой что-то не так. У нас люди с голосами лежат в психиатрических больницах, а в этих самых племенах они почетны и уважаемы, ибо «великие шаманы».

Так что предлагаю всем задуматься, кто над чем тревожится. Может быть все совершенно нормально, и не надо искать подвох в том, что вы испытываете чувства вообще.


От Натальи Стилсон
Последний раз редактировалось Леля Пн май 05, 2014 10:35 am, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Что есть норма

Сообщение Леля » Пн май 05, 2014 10:32 am

Нет никого более активного в вопросах диагностики психических расстройств, чем люди совершенно не имеющие отношения к психическому здоровью. Можно рассказывать про любые явления и в красках, и в лицах, но людей интересует только один вопрос – здоровье это или болезнь. Если это не здоровье, то реакция однозначна «вам бы всем шизофрению выставить и в дурдоме запереть». Следующая тема в цепочке ассоциаций – карательная психиатрия и т.п. Хотя изначально и пост был о другом, и про шизофрению ни слова не было сказано, народ на всякий случай уже выстроил баррикаду. Jднако среди близких и друзей поставить диагноз кому-то, даже ту же шизофрению, это запросто. Ведь это очевидно, что шизофрения. Только доктора не согласны... да их и не поймешь - больных считают здоровыми, здоровых больными. А тут даже обычным людям понятно, что нормально, а что нет. НО...

Дело в том, что вообще не только в психиатрии, но и вообще в медицине нет такого, чтобы норма и патология были как 2 стороны монеты. Да и даже у монеты, есть ребро – маленькая, но все-таки переходная поверхность. Между светом и тьмой есть зона «сумерек». А уж в здоровье, особенно психическом, эти «сумерки» - размытая граница между двумя абсолютами, занимает громадное пространство. Я уже писала про норму и патологию где-то в начале моего блога и там для иллюстрации, я использовала «колоколообразную кривую» за что была раскритикована математиками. Согласна, что может кривая и не настоящая, но в принципе она дает представление о том, как норма и патология распределены. Поэтому, вот вам другая метафора—московское метро. Надеюсь, что тут меня никто в плане схемы опровергать не будет. Однако напомню, что это всего лишь метафора, поэтому отнеситесь к этому с пониманием.

Норма.Вообще, норма понятие очень узкое, можно сказать точечное. Это, скажем, станция метро «Охотный ряд». Там никто не живет, но миллионы людей пользуются этой станцией в повседневной жизни. Это, по сути дела, некоторый средний вариант поведения и реакций, которые приняты в обществе. Однако люди, которые пользуются станцией « Охотный ряд» могут жить достаточно далеко от нее – иметь совсем другие характеристики и личное мировоззрение. Хоть для большинства людей эта станция не самое комфортное место, общество, в определенной мере, нас гонит в сторону этой станции. Если ты хочешь успеха в соцууме, то на «Охотном ряду» надо хотя бы изредка бывать. Или появляться хотя бы в пределах кольцевой линии. Если вы выйдете в час пик на этой станции мимо вас будут мелькать множество лиц ( сосредоточимся только на лицах), которые, в общем-то одинаковы, если не вдаваться в анализ. Есть люди, которые очень близко живут к этой станции, т.е их характеристики близки к норме, НО… это не абсолютная норма и это не значит, что человек не выходит с территории прописки.

Разнообразие людей.Если говорить опять про то, что более «нормально» в обществе, то это состояние влезло бы в пределы кольцевой линии. Однако, как вы понимаете, это достаточно ограниченное пространство для всех, кто проживает в Москве. Люди живут на всех станциях метро и ездят в разные стороны. Это собственно и хорошо, потому, что в обществе должно быть разнообразие и мы все друг от друга должны отличаться. Это разнообразие в какой-то мере двигает цивилизацию, культуру и т.п. Некоторые люди вообще никогда не бывают на станции «Охотный ряд» и даже до кольцевой линии не доезжают. Т.е. их характеристики отличаются от общепринятых. Это не патология, НО общество, которое, таки, состоит из завсегдатаев «Охотного ряда», настаивает на том, чтобы эти люди там бывали, а если те сопротивляются, может выталкивать из своих рядов.

Реакции
.Где бы вы не жили, к какой станции, метро не были привязаны, каждый день вы совершаете множество путешествий по ее веткам. Вы злитесь, расстраиваетесь, задумываете недоброе, радуетесь, умиляетесь, строите планы. Скажем, вы разбили чашку из любимого сервиза и расстроились. Метафорически говоря, со станции «Тургеньевской», где вы обычно обитаете, вы поехали до станции «Проспект мира». Но если бы вы, к примеру, разрывали отношения с любимым, то вероятно доехали бы до «Ботанического сада», а смерть близкого человека занесла бы вас в «Медведково». Но через какое-то время вы снова вернетесь на свою станцию «Тургеньевская». Разные степени радости понесут вас по другой ветке. Причем заметьте, что так как вы весь день встречаетесь то с разбитыми чашками, неожиданными приятными сюрпризами, раздражающими типами, то на станции «Тургеневской», хоть вы там и живете, вы будете бывать очень редко. Это нормально для жизнедеятельности человека.

Индивидуальные реакции.Каждый человек, в силу своей привычки и воспитания, может выбирать в качестве реакции на какой-то стимул любую ветку метро и ехать по ней столько, сколько посчитает нужным. Если вы разбили чашку, то можете расстроится, испугаться, разозлиться, обрадоваться (может вы терпеть не могли этот сервиз, подаренный тещей (свекровью) и у вас теперь есть повод от него избавится) или, вообще, никак на это не отреагировать. А может, вы так любили этот сервиз, что от потери одной чашки сразу сядете в поезд до «Медведково». Другой вопрос, что если вы изначально находились на станции « Бабушкинская» и от потери чашки доехали до «Медведково», то нельзя сказать, что это такое уж сильное расстройство, по отношении к вам лично. Но те, кто проживает на станции « Тургеневская» сочтут вас паникером.

Невротические расстройства.Есть люди, которые сели в поезд по поводу какого-то события, доехали до определенной станции, вышли, и забыли, как вернуться обратно, и бродят по району неприкаянные. Важный факт, что людям это не нравится, и они хотят вернуться домой, но не знают как. Им нужен провожатый, который доведет их, если уж не до дома, то хоть до станции метро за руку, а так же научит впредь уметь ориентироваться на незнакомых станциях. Это психолог или психотерапевт. Однако случаи бывают разные. Если человек сидит в районе «Орехово-Борисово» на березе и орет дурным голосом или, взяв психолога за руку, начинает упираться цепляться за все столбы и опять орать, что его похищают, вероятно, что в этой ситуации психолог не сможет помочь страждущему.

Расстройства личности.Как уже говорилось, чтобы быть хорошо интегрированным в обществе, нужно бывать в пределах кольцевой линии, не взирая на то, где и кто живет. Большинство людей, не смотря на разнообразие, так и делают. Однако есть люди, которые засели на своих станциях и уезжать оттуда не хотят никак. Им, в принципе от этого лично ничего плохого, но у них разгорается конфликт с основной массой людей из–за их привычек. Массы давят на них и гоняют по разным веткам – депрессии, агрессии, тревоги и т.п., но затащить даже до кольцевой линии не могут. Важно знать, что люди с расстройствами личности не только не хотят «выйти в люди», но и в какой-то мере не приспособлены к этому. Так что сопротивляются они процессу интеграции в общество не только из вредности и упрямства, но и из чувства самосохранения. Однако массы бывают так настойчивы, что могут загнать такого человека по линии метро очень далеко, вытолкнуть со станции и не пускать его обратно, до тех пор пока он не согласится действовать так, как все. Тут работа психолога или психотерапевта осложняется тем, что не только человека надо вернуть на станцию, но и отогнать от дверей толпы «доброжелателей», которые не дают возможности ему воспользоваться метро и доехать до того места где он живет.

Психические болезни.А вот представьте, что в Москве еще есть много способов передвигаться с место на место, хотя большинство предпочитают метро. Скажем, доехали вы до станции «Медведково» в своей депрессии, что дальше? Дальше вы можете уже пользоваться альтернативным транспортом, для достижения альтернативных мест, например электричкой, и уехать на ней ооооой, как далеко. Но это уже совсем другая история, потому, что в этом случае в силу вступают совсем другие механизмы. При этом заметьте, что большинство граждан, которые пользуются альтернативным транспортом , могут большую часть времени находится в пространстве внутри кольцевой линии. Более того, они там находятся гораздо больше времени, чем те, кто пользуется транспортом традиционным (в нашем случае метро). Они чаще всего смешаны с основной массой и не обращают на себя внимание окружающих, если не признаются, что прибыли в эти места другими способами.

Истерики.Просто хочу сказать о них отдельно, в свете последних постов. Они все-таки чаще всего обитают в пределах кольцевой линии, но очень любят говорить остальным, что они, скажем из «Орехово-Борисово». Ну, просто так, для остроты ощущений говорят, чтобы оказаться в центре внимания. Оказавшись, в обществе граждан из «Орехово-Борисово» они будут спрашивать, мол как вы тут оказались. Кто-то приехал на метро, кто-то на электричку, кто-то на автобусе, а истерик заявит, что прилетел на космическом корабле. Конечно, есть места в Орехово-Борисово, где может сесть корабль, чисто теоретически. Но практически это большой вопрос. Для истерика это игра. Он начинает окружающих убеждать что , мол «было-было». Но частенько истерик так заигрывается, что оказывается среди всех «ореховоборисовцев» пользователем наиболее альтернативного транспорта. А что же делать? Все же понимают, что из Рязани на космических кораблях не летают. Видимо человек уехал дальше, чем Рязань. Но попавшись на собственной игре, истерик начинает выворачиваться, как может. Прикольно быть космонавтом в глазах остальных, но сумасшедшим быть совсем не прикольно. Самый главный инструмент истерика – обвинить других - тупых, совковских, недальновидных и неромантических. В общем-то, истерики, имея прописку близко к центру, постоянно носятся на периферии на облюбованной ими ветке метро. Это их очаровывает. Но и вычислить их вполне реально, так как они всегда значительно переигрывают альтернативщиков всех вместе взятых в том пункте, где находятся.

Психиатры.Используя данную метафору, суть работы психиатра, в частности диагностики, сводится к тому, чтобы сказать, на какой станции человек находится в данный момент времени и каким транспортом он сюда добрался, а так же нуждается ли он в отправке домой и где его дом. По сути, хороший психиатр может «вычислить» альтернативщика даже на станции «Охотный ряд». Однако, «вычисление» не означает немедленное лечение в большинстве случаев. Если человек ходит тут, и общество его принимает, то собственно никакой проблемы тут и нет. Хотя, например больные шизофренией в силу своей болезни могут находится одновременно и на станции «Охотный ряд» и в Рязани.

Особенности кухонной диагностики.Для обывателя главный диагностический признак – удаленность от станции «Охотный ряд». Его совершенно не волнует, кто и как туда попал, главное, что это далеко и сильно не похоже на самого обывателя и пугает его. Если мы, например, возьмем эйфорию, то это состояние (эта станция) может быть достигнута несколькими способами. Это может быть взаимная влюбленность, 2 затяжки марихуаны и повреждение лобной доли. Как обыватель будет думать об этом состоянии, зависит от его опыта. Если он ни разу не влюблялся, но у него был дедушка с последствиями инсульта в лобной доли, то эйфория для него будет означать мозговое повреждение и радостный человек, будет им отторгаться. Но если эйфория еще как-то понятна в обществе, и вообще радостные люди принимаются положительно, то есть некоторые состояния, которые принимаются обывателями со скрипом и клеймяться, как сумасшествие. Самое ужасное, это то, что кто-то не желает бывать на территории внутри кольцевой линии ( не так говорит, не так одевается, носит не ту прическу, имеет не те сексуальные связи и т.д. и т.п.). Данный факт показывает, что он «чужой» и массам нужно что-то с ним делать – или силой затащить на станцию «Охотный ряд» и приковать к поручням или посадить в электричку в сторону Рязани. При этом в своем стремлении граждане проявляют чудеса изобретательности. Неопределившиеся граждане их волнуют, им надо или со всеми или в электричку. Понятно, что все делается только из добрых побуждений. И бывает так по доброму нажимают на неформала, что тот предпочитает таки сесть в электричку, лишь бы только общество прекратило насилие.

Тут с психиатрами у «доброжелателей» часто возникает конфликт первого рода. Обыватель многозначительно выкатывает глаза и сообщает: « Вы знаете доктор, а мой сын житель «Алтуфьево»….». Доктор в ответ заявляет, что миллионы людей живут в «Алтуфьево» и ничего, многие даже знамениты. Но обывателю надо чтобы кто-то сделал его сына жителем хотя бы «Тимирязевской», при этом любыми способами. А если это не возможно, то отправил бы его электричкой в Рязань.

Конфликт второго рода возникает, когда на станции «Охотный ряд» появляются те, кто одновременно находятся еще где-то. Общество их с одной стороны не замечает, однако второе место пребывания ( Рязань), такая штука, что чаще всего перетягивает человека. Нет-нет, да рванет человек в рязанское турне. Однако поездки в Рязань не для всех очевидны, поэтому, когда человек попадает в больницу и психиатры начинают говорить, что тот болен, окружающие начинают недоумевать и пугаться. Как же этот человек с нами в нашем кругу и вдруг… Это какая-то ошибка, чей-то оговор или злая воля. Самое печальное, что пока обыватель недоумевает и твердит о злой воле, время идет и с каждой поездкой в Рязань, больному все труднее и труднее вернуться в массы. На определенном этапе, когда он уже действительно не может это сделать, « доброжелатели» сами уже его отправляют в «рязанское путешествие» при каждом удобном случае. На первом этапе больного вырывают из рук «убийц в белых халатах», на втором уже начинают врачей преследовать, чтобы вручить своего родственника со словами « ну, вот знаете, что-то он опять, какой-то не такой». Когда человек «не такой»? Практически постоянно. Все его телодвижения становятся признаком того, что с ним что-то не так. Даже разбитая чашка, которая некоторых здоровых выводит в «аут», для обывателя становится знаком, что больной опять «собирается в Рязань». И на первой и на второй стадии обыватели не согласны с мнением врачей, так как в сначала доктора настаивают на лечении, а потом уже говорят, что больного не надо таскать в больницу и требовать госпитализации из-за каждой разбитой чашки.

В общем, получается, что общество редко когда согласно с мнением психиатрии. Так как в принципе несколько различные понятия о том, что считать нормой. А так же где эта норма. Для психиатра норма, по сути, очень обширна, но на ее пространстве существует много состояний, которые имеют психиатрическое название, но не являющиеся однозначным симптомом болезни ( как в случае с эйфорией). Термины описывают практически все состояния. Даже для нормальных состояний есть свои названия на «психиатрическом». Например, ровное настроение называется «нормотимией». Патология начинается там, где человек перестает справляться с окружающим миром и начинает мешать жить себе и окружающим. Для обывателей патология начинается там, где встречается первое значимое различие с их внутренним миропониманием. Причем, это, как правило, больше распространяется на окружающих, чем на себя самого. Так уж человек устроен, что считает именно себя нормальным, точкой отсчета. Поэтому для обывателя норма гораздо уже, но в том, что она такая маленькая обвиняют психиатров. Это они придумали название всяких симптомов, чтобы больше людей сделать сумасшедшими. Хотя на самом деле, не термины делают психическую болезнь или отклонение, скорее это общество выводит из своего круга иных людей.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Неуверенность в себе

Сообщение Леля » Пн май 05, 2014 8:06 pm

Анна Паулсен пишет:
Помните поговорку "не уверен - не обгоняй"? Хорошая поговорка. И вот почему.
Неуверенность - это сигнал организма о недостатке информации о положении вещей. Как внутри организма, так и снаружи. То есть, о своих ресурсах, желаниях, возможностях в окружающей среде. Проще говоря, о белых пятнах в системе восприятия. И понятно, что неуверенный человек не рискует, саботирует какое-то движение, прокрастинирует. Одна его часть сообщает ему "двигай вперед", вторая - "стой, все непонятно и сложно".
На дорогах обычно выставляют знаки "обгон запрещен". Таким знаком в организме служит тревога, которая и блокирует дальнейшую деятельность.

И вынесу еще немного из комментариев:

Вопрос:
Анна, а какой тут выход тогда? Правильно ли я поняла вашу мысль из текста, что раз организм подает сигнал о недостаче инфы, то нормальная реакция - не лезть туда, где не уверен и, соответственно, прокрастинировать. А как же двигаться вперед тогда?

Ответ:
собирать инфу, о себе и о мире

Вопрос:
Анна, а как же без белых пятен? Ведь информация никогда не бывает полной...

Ответ:
белые пятна будут всегда, но этот факт - не повод их не познавать, особенно если от бегания по замкнутому кругу уже тошнит

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Отношения без обязательств

Сообщение Леля » Вс май 11, 2014 12:13 pm

Меня растили на фразе "мы в ответе за тех, кого приручили". У этой фразы есть два взаимодополняющих значения. С одной стороны, это ответственность за действия по отношению к тому существу, к которому мы испытываем чувства, привязанность и которое испытывает чувства по отношению к нам. С другой стороны, эмоциональная, чувственная сторона обязательств. Есть ли она?
Если мы говорим, например, о собаке, которую берем в дом, тут более или менее ясно: действенные обязательства состоят в том, чтобы ее кормить, гулять, ухаживать, обращаться ко врачу, если болеет и т.п. а эмоциональные обязательства заключаются в том, чтобы давать животному любовь и ласку, в которых оно начинает нуждаться, привязываясь к нам, в том, чтобы не оставлять его, не рвать эту связь по капризу.

Но с животным яснее, потому что оно зависимо от человека. А какой вид эти обязательства приобретают в отношениях двоих взрослых самостоятельных людей? Где есть привязанность той или иной силы, например, в любви или дружбе.
Возможны ли отношения без действенных обязательств? А без эмоциональных?
Обретаем ли мы обязательства перед людьми, вызывая в них те или иные чувства?

Это мучительная мысль для людей, выросших в семьях с эмоциональным насилием и злоупотреблением. И таких людей много. Люди, получавшие двойные послания от самых важных, незаменяемых людей, люди, вынужденные улавливать эмоции близких чуть ли не спиной, подстраиваться под изменяющиеся настроения неуравновешенных эмоционально родителей - все они живут с внутренней верой, что от них и только от них зависит то, что чувствует другой человек. Особенно, близкий. И эта вера - тяжелый груз, груз ответственности без власти, груз невыполнимых обязательств и бессилия.
Когда они, вернее, мы впервые встречаемся с растиражированной темой границ в отношениях, - это становится "соломинкой для утопающего", понятием, значением, за которое можно зацепиться, чтобы хотя бы немного облегчить себе этот груз нереалистичной ответственности. Тут и гештальтистская "молитва" Перлза: "Я это я, а ты это ты...". Сюда же относятся часто встречающиеся слова о нарушении границ, когда кто-то чего-то хочет от человека или злится на него. И "психологическая" идея про ответственность за свои чувства, из которой произрастает желание что-то с ними сделать, контролировать их, испытывать одни - чаще радость, удовольствие, - и не испытывать других - печали, злости, отчаяния.
Примеров много. Но важно понимать, что это лишь обратная сторона, противоположная крайняя точка в движении маятника. Это то, что создает те самые "отношения без обязательств".

Психологическая граница - это не что-то раз и навсегда установленное, жесткое, защищающее от мира, как бетонная стена. А чувства - не что-то самодостаточное, возникающее лишь внутри организма по его внутреннему велению, не что-то, чем при достаточной тренировке можно успешно управлять.
На самом деле, одно из главных свойств хорошо функционирующей границы - ее проницаемость, т.е. способность что-то впускать из среды в организм и что-то выпускать из организма в среду. И если мы говорим об эмоциональном обмене между людьми, - это "что-то" и есть человеческие чувства друг к другу.
Так вот при этой, нормальной, проницаемости границы и встает в полный рост вопрос обязательств и ответственности в отношениях. Так же как в примере с собакой, есть действенные обязательства. Это когда, например, обещал встретить у метро и не встретил. Или взял денег у друга в долг и отдаешь в срок. Или когда от секса случается беременность и это ответственность обоих партнеров. Тут более или менее ясно. Категории лжи и правды, ответственности за поступки и аморальности не являются предметом рассмотрения тут.
А есть эмоциональные обязательства.

Когда я могу с определенной степенью достоверности предположить, что человек, привязанный ко мне поранится, если я обману его. И делаю это или нет. Или обрадуется, если предложу встречу. Что любящий, но ревнивый одним образом отреагирует на мой рассказ о дружбе с другим, а не ревнивый - иначе. Когда, чувствуя привязанность и тепло, я отдаю себе отчет, что мои чувства, когда я выражаю или иным образом демонстрирую их адресату, вызывают отклик - кого-то пугают, кого-то радуют, кого-то приглашают к близости.
Когда я учитываю свою роль в том, что у другого человека в отношениях со мной, возникают именно эти, а не другие чувства - это и есть ответственность. Ответственность, как готовность встречаться с откликом другого человека на нас, с откликом на то, как мы привносим или не привносим в отношения те, чувства, которые испытываем к нему.
И это то, что проще сказать, чем сделать. Думаю, многие знают, как непросто, испытывая вину, за то, что хорошему, близкому человеку больно, как непросто не попытаться "отменить" его боль или загладить вину, тут же обняв или сделав что-то приятное. Как непросто, симпатизируя от всего сердца, встречаться с испугом другого перед вашими чувствами и не говорить ему "не бойся, я тебе только добра желаю". Как непросто удержаться от попыток как-то изменить чувство другого.

Куда проще и привычнее свалиться в одну из крайностей - сделать, все возможное и невозможное, чтобы другой чувствовал "правильно", т.е. те, чувства, которые мы хотели у него вызвать, или, напротив, отгородиться и сказать "это что-то твое, не имеющее ко мне отношения". А на самом деле - имеющее. Ведь не чувствует он это "свое", глядя на стенку, а почему-то именно с вами и именно сейчас.
Эти крайности и есть внутренний маятник, который невозможно просто остановить на середине, на некотором "идеальном" балансе. Маятник, который будет двигаться от крайности к крайности, проходя середину, возможно, постепенно замедляясь и уменьшая амплитуду. И лишь на это мы можем по-немногу влиять - чтобы амплитуда движений маятника сокращалась, чтобы уменьшалась скорость движения.
Это и есть обязательство в отношениях: стараться искренне, всерьез, а не только на словах, дать другому право реагировать чувственно на себя так, как он может в этот момент. И влиять этим на меня, вызывая, в свою очередь, какой-то мой чувственный отклик. Обязательство приложить максимум усилий, чтобы выдерживать чувства, возникающие в отношениях, отбросив грандиозную идею изменить их. Стараться, прилагать усилия и вместе с тем, давать себе право на ошибку, на несовершенство, не становясь в отношениях этаким функциональным


От Анастасии Уманской

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Называние чувств

Сообщение Леля » Вс май 11, 2014 12:15 pm

... как-то на семинаре Мария Осорина привела пример т.н. алекситимии*.
На вопрос одной даме, что она сейчас чувствует, дама долго и тяжело думала, и наконец нерешительно сказала: "В грудях мглит..."
На самом деле невозможность распознать и назвать собственные чувства и чувства других людей - довольно распространенная и малоприятная вещь.
Помимо непосредственно этого состояния, есть ещё множество "вариантов нормы" - когда человек просто "не обучен" смотреть на свои чувства и быть в контакте с собой.
Нам, родителям, важно уметь это делать и учить этому детей.
Так что приступим - в ближайшее время будет цикл статей на тему чувств и эмоций.

Сегодня - список чувств и "расшифровка" :)


Удовольствие – чувство, возникающее от удовлетворения стремлений. Составляет основу всех положительных чувств.
Неудовольствие – чувство, противоположное предыдущему, и возникающее от неудовлетворения стремлений. Лежит в основе всех отрицательных чувств.
Горе – чувство, возникающее от осознания невозвратимой утраты, например, потери близкого человека.
Отчаяние – бурное кратковременное переживание горя, возникает при полной невозможности или неспособности найти выход из создавшегося положения.
Блаженство – аффект удовольствия главным образом при удовлетворении органических потребностей.
Тоска – смешанное чувство, включающее я себя тревогу, печаль и скуку.
Печаль (грусть):
а) горе, притуплённое временем;
б) чувство, возникающее при длительном отсутствии приятных переживаний, при временной утрате близкого человека (разлука), или даже при полной потере объекта привязанности, если привязанность не была слишком сильной.
Обида – чувство, возникающее при неудовлетворении желания, на которое имеется бесспорное право. Препятствием к удовлетворению служит человек, на которого и направляется обида. Если препятствие не связано с чьей-то волей, то возникает чувство досады. Обида может перейти в гнев и возмущение, т. е., в более активные чувства.
Чувство оскорбления возникает в ситуациях, которые воспринимаются человеком как унизительные для его достоинства. Легко переходят в злобу, презрение или ненависть.
Огорчение – чувство, причиненное однократным неудовлетворением желания, если эта неудовлетворенность не имеет характера безнадежности, оставляет просвет на будущее.
Тревога – смутно-неопределенное чувство надвигающейся опасности. Выражается в обострении восприятий, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром,
Чувство облегчения – антипод чувства тревоги, переживается лишь по контрасту с ним.
Боязнь – длительное чувство ожидания неудовольствия, неприятности. Выражается в том, что любое впечатление истолковывается как несущее опасность,
Испуг – чувство, возникающее при внезапном восприятии опасности. Выражается в кратковременной блокаде мыслей и речи.
Страх – чувство, возникающее в результате работы воображения, предвосхищающего опасность и страдания, Неопределенность опасности усиливает страх. Длительный страх порождает ненависть.
Чувство безопасности – переживается по контрасту с чувством страха, когда ситуация изменилась и оценивается, как не содержащая угрозы,
Ужас – аффект, бурное кратковременное переживание страха, выражается в неспособности контролировать свои слова и поступки.
Жалость – чувство, вызванное страданием другого человека или животного. В основе его лежит, во-первых, привязанность к страдающему, а во-вторых, работа воображения, мысленный «перенос страдания на себя».
Умиление – чувство, которое испытывается, как правило, по отношению к более слабым существам (людям или животным), когда они проявляют неожиданно высокие моральные стандарты в поведении или догадливость. Умиление может быть направлено и на самого себя.
Сочувствие – чувство, сходное с жалостью, вызывается переживаниями других людей, При отрицательных переживаниях выражается желанием облегчить их (сострадание), при положительных – в одобрении.
Сожаление – чувство, возникающее от сознания собственного упущения в удовлетворении желания (это чувство близко к досаде).
Досада – реакция, возникающая вслед за чувством неудовольствия, если последнее усилено неожиданностью, контрастом с тем, что ожидалось. Если не на кого направить чувство досады, то оно направляется на самого себя и связывается с мыслями о потерянном времени и о неправильном выборе пути к достижению, цели (если была возможность выбора).
Гнев – сильное чувство, направленное против человека (или группы), причинившего значительный ущерб. Выражается в стремлении к насильственным действиям, а при необходимости затормозить их – в угрозах и бранных словах.
Ярость – аффект, бурное кратковременное переживание гнева. Выражается в потере самоконтроля и разрушительных тенденциях.
Возмущение – чувство, вызываемое грубыми нарушениями и отклонениями от общепринятых стандартов социального поведения,
Ненависть – длительное чувство, направленное против человека или группы людей, систематически препятствующих удовлетворению желаний. Выражается стремлением устранить (даже уничтожить) объект ненависти, а если это невозможно – самому удалиться, дабы не общаться с ним. Бывает и такой парадокс – чувство ненависти возникает у человека по отношению к людям, которых он сам незаслуженно обидел и к которым был жесток. Возможно, это механизм психической компенсации, самооправдания, вытеснения неприятных чувств раскаяния и стыда.
Зависть – чувство, возникающее при успехе или удаче другого лица и сравнения этого успеха с собственными неудачами в аналогичных ситуациях. Выражается в тенденции приуменьшить успех и заслуги другого, подыскать им обоснование, не связанное с его заслугами, а зависящее от счастливого стечения обстоятельств («повезло»); в стремлении отыскать унего любые недостатки и промахи, вплоть до физических недостатков. Чувство зависти может перейти в ненависть.
3лоба – активная, но кратковременная вспышка ненависти и зависти к человеку или целой группе. Выражается в стремлении причинить им немедленный ущерб и страдание.
Злорадство – чувство удовлетворенной злобы, возникающее при неудаче или несчастье другого человека. Это чувство противоположно жалости.
Чувство удовлетворенной мести возникает в ситуациях, когда человеку удается своими руками, самому нанести ущерб обидчику и оскорбителю, вплоть до его физического уничтожения.
Злость – чувство, возникающее от сознания собственного бессилия в удовлетворении данного желания.
Уныние – чувство, возникающее от сознания безнадежности в достижении данной цели, в удовлетворении данного желания. Выражается в апатии, в снижении активности, а это еще больше усиливает уныние по механизму «порочного круга».
Скука – чувство, возникающее от неудовлетворения врожденного стремления к деятельности. Иногда выражается в бессмысленных словах и поступках с целью «убить время», и порой толкает человека на неожиданные решения и немотивированные действия, хотя человек оценивает их опасность и пагубность.
Ревность – чувство неуверенности в отношении любви и верности, связанное с оскорбленным самолюбием.
Уважение – чувство, возникающее в результате высокой оценки достоинств или достижении человека или группы людей. Уважение имеет много градаций – от легкого почтения до благоговения.
Любовь (половая) – стремление к духовной и физической близости с определенным представителем противоположного пола.
Любовь (привязанность) – стремление к заботе и общению с каким-либо субъектом, продиктованное отчасти привычкой, отчасти общностью интересов.
Симпатия (приязнь) – чувство доброжелательства, возникающее по отношению к людям или животным, общение с которыми приятно, доставляет удовольствие. Чувство это безотчетно, на первых порах человек не может объяснить причины своих симпатий. Симпатия может быть мимолетной, а может перейти в прочную привязанность.
Неприязнь (антипатия) – чувство, противоположное предыдущему. Может перейти в ненависть или презрение.
Нежность – чувство, возникающее к объекту симпатии или любви, как осознанная потребность оградить его от неприятностей и страданий, доставить ему радость – ничего не требуя взамен.
Недоверие – безотчетное чувство, когда по малозаметным штрихам поведения другого человека делается подсознательное обобщающее заключение о его неискренности, неправдивости, или даже скрытых враждебных намерениях.
Доверие – чувство, противоположное предыдущему, Легко переходит в чувство симпатии (приязни).
Удивление – чувство, возникающее при несоответствии реальной ситуации и той, которая ожидалась, была нарисована воображением. Выражается в попытках согласовать нынешнюю ситуацию с прежним жизненным опытом.
Изумление – аффект удивления.
Любопытство – стремление узнать, увидеть что-либо новое,
Радость – чувство, возникающее при систематическом удовлетворении стремлений и желаний; либо при удовлетворении одного, но в данной ситуации доминирующего желания. Радость является антиподом печали.
Ликование – сильное и длительное чувство радости,
Восторг – бурное кратковременное переживание радости (антипод восторга – отчаяние).
Гордость – чувство удовлетворения успехом, когда успех явился результатом значительных усилий, а достижение его было трудным и далеко не очевидным, когда другим людям в подобной ситуации не удавалось добиться успеха. Если человек – член группы или сообщества, то он гордится успехами сотоварищей, успехами группы или коллектива.
Самодовольство – чувство по содержанию своему приближается к гордости, но возникает без достаточных оснований у людей, лишенных критического отношения к себе и склонных к переоценке своих достоинств, талантов и успехов. Вызывает насмешки и враждебность окружающих. (Если гордость направлена на достигнутый результат, то самодовольство – на самого себя).
Удовлетворенность собой – чувство, которое является самой общей, положительной оценкой своих действий, поступков, физического облика и умственных способностей.
Неудовлетворенность собой – антипод предыдущего чувства, в том смысле, что оценка отрицательная, Может перейти в сожаление, досаду, печаль, раскаяние, угрызения совести. Может стать одним из компонентов формирования комплекса неполноценности.
Неуверенность (сомнение): а) чувство, возникающее в альтернативных ситуациях и связанное с трудностями выбора, с трудностями предвидеть последствия своего решения; б) чувство, возникающее при оценке противоречивых, взаимоисключающих сведений, когда нет четких оснований принять одну версию и отвергнуть остальные.
Уверенность – чувство, противоположное предыдущему, особенно остро ощущается при его устранении.
Стыд – чувство, возникающее при оценке своих поступков, если поступки противоречат принятым нормам порядочности, несовместимы с самоуважением и достоинством. Может быть стыд перед собой и стыд перед другими. Последний выражается в стремлении скрыть предосудительное действие. Чувство стыда имеет много градаций – от легкого смущения до жгучего, невыносимого «чувства позорам, приводящего иной раз к самоубийству. Чувству стыда принадлежит важнейшая роль в формировании личности.
Растерянность – чувство, вызванное необходимостью принять решение во внезапно изменившейся обстановке. Появляется в суетливости, неустойчивости внимания и нарушении логики.
Презрение – чувство, возникающее по отношению к другим людям и выражающее сознаний неизмеримого собственного превосходства – морального, социального, умственного или даже физического,
Восхищение – чувство высшего одобрения и удовлетворения при восприятии и оценке людей или событий, Восхищение легко переходит в восторг.
Отвращение – неприятное чувство, связанное с некоторыми типами физических раздражителей (некоторые виды животных и насекомых, запахи). При высоком уровне нравственного воспитания это чувство может быть вызвано и поведением людей – поступками, противоречащими нормам морали.
Омерзение – аффект отвращения, гадливости.
Разочарование – чувство, возникающее при несбывшихся ожиданиях. Оно тем сильнее, чем сильнее были неоправдавшиеся ожидания. Чувство это обычно переходит в огорчение или досаду.
Горечь – смешанное чувство, соединяющее в себе обиду и разочарование.
Благодарность (признательность) – чувство, возникающее по отношению к людям, оказавшим внимание, услугу и т, д. Выражается в стремлении отплатить добром за добро. Однако это чувство оказывается нередко мимолетным, нестойким чувством. Что же касается отношения к благодетелям, то оно нередко носит двойственный характер и включает в себя элемент скрытой враждебности, проистекающей из чувства зависимости, унижения и обиды.
Раскаяние – мучительное сожаление о содеянном поступке.
Угрызения совести – сложное чувство, состоящее из следующих слагаемых: а) осознание своей вины; б) чувство сострадания; в) чувство раскаяния.
Спокойная совесть – чувство, противоположное предыдущему, переживается лишь по контрасту с ним.
Нетерпение – неприятное чувство, которое появляется при отсрочке, задержке исполнения желаний.
Предвкушение – приятное чувство ожидания предстоящего удовольствия, исполнения желаний. Зачастую бывает приятнее самого исполнения, и потому люди иногда преднамеренно его продлевают, «растягивают».
Безразличие (равнодушие) – чувство, возникающее в ситуациях, которые не затрагивают ни одно из основных влечений человека (хотя такая оценка может оказаться ошибочной). Это состояние отличается устойчивостью, инертностью.
Спокойно-созерцательное состояние – чувство, отличающееся от предыдущего некоторой активностью врожденного стремления узнать и увидеть что-либо новое, большей готовностью к восприятию, меньшей устойчивостью – оно легче переходит в другие чувства.


Примечания.
Аффект - очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией или ее формой - полной неподвижностью.

___________
*Алекситимия (от др.-греч. ἀ- — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство, буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.


Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.
(Из Википедии)


Взято из ЖЖ


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя