Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Семейные отношения

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

О чем плачут богатые

Сообщение Леля » Сб апр 19, 2014 10:24 am

Наверняка каждый встречал такую картину: дом полная чаша, а ребенок вырос неблагодарным и ничего из себя не представляющим. Как так могло получиться? "У него же все было, чего ему не хватало?"

Многие родители, особенно сами выросшие в бедности, стремятся дать своему ребенку все, чего у них самих не было, заполняя комнату детскими игрушками, девайсами, одеждой, в общем ничего не жалея. Ребенок с такими родителями привыкает к тому, что все дается очень легко, никаких усилий прилагать не надо. Но где-то в подростковом возрасте он начинает понимать, что вот это все таки добыто усилиями его родителей, и что он-то сам ни к чему руку не приложил. И в этом месте ребенок начинает себя сравнивать с родителями, а родители начинают сравнивать себя с ребенком. Но если родители привыкли с детства сами все себе добывать, то у их ребенка опыта такого нет, ему не пришлось. Ребенка начинают упрекать в том, что он ничего сам не делает, плохо учится, не умеет тратить деньги, небережлив, и вообще слишком много хочет и т.д. и т.п. Пропасть между ребенком и родителями разрастается с бешеной скоростью.

Благодарность знакома лишь тому, кто нуждался. Ценность определяется количеством вложенных моих личных усилий, а не чьих-то чужих. Если вы хотите вырастить детей, знающих цену усилиям и умеющих благодарить, поощряйте их усилия, а не их потребительство.

Да, что-то я пост-то недописала:)

В общем у ребенка, при сравнении себя с родителями, обнаруживается огромный дефицит собственной значимости. Это тот момент, когда низкая самооценка адекватна. Но вместо того, чтобы начать что-то делать и узнавать, что ж я сам-то могу, такой уже взрослый человек продолжает по накатанной - ищет себе спутников, которым можно сесть на шею. При этом свои неудачи и свою неценность он теперь будет проецировать на партнера, чтоб самому не так больно было. Ну а партнером обычно выступает человек, который играл роль помойного ведра в своей родительской семье, то есть часто это талантливый самостоятельный человек, который не в курсе, что он талантливый и самостоятельный, поскольку все его заслуги приписывались родителям.
Классическая пара, в общем-то.



Из ЖЖ Анны Паулсен

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Муж меня ревнует

Сообщение Леля » Вс апр 27, 2014 9:33 am

то делать, если муж ревнует?

Вопрос не праздный, задают мне его часто — один из ответов решил записать и выложить.

Сразу оговорюсь — в этой заметке никаких выяснений природы ревности не будет.

Потому что ревность — это очень просто. Ревность — это реакция на реальную или мнимую угрозу разрушения пары (реальной или мнимой).

И всего-то делов. Закапываться в глубины просто негде. Человек ревнует только потому, что видит реальную или мнимую угрозу разрушения пары, в которой он состоит (или ему кажется, что он состоит в этой паре — привет бывшим мужьям и жёнам!).

Подчеркну — реальную или мнимую. Как вы понимаете, реальность или мнимость определяется только наблюдателем, а для человека, который ревнует, любая угроза — реальная. Даже если ревнующий её себе выдумал на пустом месте. Даже в этом случае угроза разрушения пары — реальна. Для него.

Сказанное равно относится и к мужской ревности, и к женской. У мужчин сюда может ещё примешаться опасения «мой ли это ребёнок/ мои ли это дети?», а у женщины «не сбежит ли от меня с ребёнком/детьми?».

Учитывая всё вышесказанное, я (со свойственной мне категоричность — не будь я Зыгмантович!) заявляю: когда вы сталкиваетесь с ревностью, нужно понимать, что в большинстве случаев это показатель значимости для человека. Вашей значимости.

Конечно, этот «показатель значимости» может быть и милым, и откровенно мерзким, но всё равно — это показатель вашей значимости.

Если муж ревнует жену, это означает, что он считает себя состоящим с ней в паре. То есть, эта женщина для него значит многое.

И, строго говоря, людей напрягает не сама ревность как таковая, а формы проявления.

Любая женщина будет рада, если муж её ревнует — ведь этим она получает подтверждения своей значимости для него, подтверждения того, что у них пара.

Другое дело, что мало какая женщина порадуется проявлениям ревности в виде, скажем, побоев. Более того, я надеюсь, что вообще нет в мире женщин, которые порадуются побоям. Потому что побои — это отвратительно и недопустимо (в скобочках: женщины, мужчин тоже нельзя бить, это тоже отвратительно и недопустимо).

Стало быть, когда женщина сокрушается, что муж её ревнует, она сокрушается о форме, а не о сути. Значит, муж слишком агрессивно реагирует на мнимую или реальную угрозу паре (как вы уже догадались, ровно то же самое справедливо и в обратную сторону).

А раз дело только в форме проявления ревности, то могу поделиться отличным способом коррекции этой самой формы.

Способ таков. Когда муж начинает выдвигать претензии, упрекать и наезжать, ведите себя как обычно.

Потом, через несколько минут, замолчите, посмотрите внимательно на вашего мужа и скажите что-то вроде: «Знаешь, я вдруг поняла, как много для тебя значу. Спасибо, что ты меня так сильно любишь. Я тебя тоже очень люблю!«.

Главное, не бросаться сразу с объятиями и поцелуями. Пусть услышит и переварит. Так будет гораздо лучше.

Обычно в такие моменты мужья вздрагивают, замирают и успокаиваются. Ну, может быть, побурчат ещё немного — для приличия.

Это, конечно, рецепт общий, без особой конкретики. Однако эффективность доказана полевыми испытаниями на живых людях. Пользуйтесь на здоровье.

И. разумеется, точно так же могут поступать и мужчины, когда сталкиваются с неприемлемыми для себя формами ревности со стороны жён.

Наконец, конечно, не надо давать поводов для ревности. Однако это, я думаю, самоочевидно и не требует дополнительных пояснений.

У меня всё, спасибо за внимание.


От Павла Зыгмантовича

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Как воспитать психопата

Сообщение Леля » Вс апр 27, 2014 9:36 am

Наслушалась я подруг, поэтому ща подробно про это расскажу.

Первое. Всегда слушайте старших. Старшие научат вас как надо жить и объяснят что такое счастье. Даром, что у них самих этого счастья никогда не было. Зато они знают как надо. Это как пить дать.
Например, они знают, что мужчине нужна стабильная работа, потому что он обязан обеспечивать семью. И что он не должен быть нюней. Эмоции проявлять нельзя! И испытывать их тоже! Эмоции - это фу! Надо испытывать не эмоции, а доминирование! Сильнее доминировать! Ещё сильней! И никаких там жалоб психологам! Туда только бабы бегают! А надо всё держать в себе! А то ты как баба, а это фу!

Ну а бабе нужен мужик чтобы вот. Потому что без мужика... без мужика... Короче, что вы докапываетесь? Нельзя ей без мужика, потому что гладиолус! Потому что бог велел! Потому что ячейка! Потому что как все! А кто не как все - тот мудак! А будешь смысл жизни искать - так и останешься никому не нужная, без мужика!

Вооот... Ну потом что ещё? Значит, если вы женщина, то срочно переставайте мочь. Мужчина хочет видеть в вас немочное эльфообразное создание, краснеющее от слова "секс". Вы домашняя фея, а не "секс". Секс - фу! Для прошмандовок! Бывает только у тех, кого нельзя уважать. Ну и потом вы родите, смысл жизни в детях, и сразу всё поймёте, три ха-ха-ха.

Ну как? Нормально? Нахавались советов от старших? Ну всё, начинайте искать пару! Вкусный борщ... работа порядочная... вроде не шлялась... пьёт только по выходным... а вдруг она будет спать с кем-то ещё... хватай, а то уведут, этого-то реально в ЗАГС затащить, хрен отвертится... ТАДАМ!!! Свадебный марш/бухие гости/каравай. Всё. Давай, счастье, приходи!

Ну вот, прошёл год, ребёнок у вас уже есть, начинайте! Начинайте воспитывать психопата! Немедленно! А то можете опоздать!

Если вы мужчина, то займитесь делом. В смысле "Ты что, меня не любишь?! Немедленно сделай ремонт! Ребёнок не может лежать в комнате с синими цветочками! Это вульгарно! Я хочу те! Те!"

Мужчина! Подсуетитесь уже! На ремонт нужны деньги! Останьтесь сверхурочно, а лучше - найдите себе вторую работу! Всё ж реже будете бывать в этом аду. Тем более, что смысл жизни вашей жены - это РЕБЁНОК. Поэтому она выгнала вас на собачью тахту и спит с ним.

Женщина! Женщина! Берите ребёнка и идите с ним спать! А вдруг он засопит?! А вдруг закряхтит?! Скажет "ехьгм"?! Да что вы за мать такая, что у вас ребёнок не может беззвучно спать?! Однозначно с вами что-то не то! Несите ребёнка к врачу! Паникуйте! Паникуйте! Сильней!

Что-о-о-о?! Вы стираете детские пелёнки вместе с общим бельём?! Черти будут жарить вас за это в аду! Только отдельно! Только специальным порошком! Желательно в отдельной стиральной машинке! А теперь отпаривайте, а вдруг микроб! Я не поняла, вот вы что щас делаете? ГЛАДИТЕ?! В то время, как ваш ребёнок сказал "гхкм"?! Черти! Черти! Хватайте её!

Если у вас до родов были домашние животные, то их лучше застрелить! Потому что шерсть!
Кстати, вы все схемы питания скачали? По стенам развесили? Никаких банок! Только натуральное, только свежее, на пару, при температуре 38 градусов, иначе вы не мать!

Слушай, ты не муж, а сволочь! Ты что, не любишь нашего малыша?! Опять в прихожей наследил?! Там ведь микробы! Сифилис, сальмонелла, педикулёз!

Ага. На головные боли жалуется. Небось бухать с друзьями пошёл. Вот у всех мужики как мужики, а у меня - какой-то отстой.

Эй, мужчина! Самое время кого-нибудь завести! А то совсем с катушек съедете! От глаженых штанишек, пюре 38 градусов, постоянного зарабатывания денег и того, что вы испортили ей жизнь. А что поделаешь?! За статус отца семейства надо платить! А вот Светочка! Она такая юная, такая нежная... Смотрит на вас своими невинными глазами, как ваша жена 5 лет назад. На самом деле Светочка уже думает как вас отбить.

Светочка! Что вы хлопаете глазами, как дура?! Худейте! Прикидывайтесь слабой! Вызывайте у него чувство вины! Вы же такое нежное существо! Вас нужно спасать! А он такая завидная партия - тридцатилетний мужик с женой и дитём. А если удастся его отбить - вы сделаете его счастливым! Вы родите ему ребёночка и будете чудная мать!

Мужчина! Вы что, обалдели?! Бегите скорее от Светочки! Вы что, хотите ЕЩЁ детей?!

Так, женщина, забейте, что ваш муж гуляет. Вы женщина и должны всё терпеть. У вас ребёнок, поэтому никуда он не уйдёт.
Ребёнок... А вы его по нужным методикам воспитываете? Сразу по всем? Что?! В лужу полез?! НЕЕЕТ! Испачкается! Грязь подбирает?! Отнимайте, отнимайте! Возьмёт в рот и сразу умрёт! И выйдет, что вы плохая мать! Если у вас девочка вы начали её с рождения приучать к тому, что надо быть женственной? А если мальчик, то к тому, что нельзя плакать, потому что он мужик?
Да? Отлично! Теперь начинайте её водить на 148 тысяч кружков. Ага. Что?! Вам скучно?... Эм... Советую удариться в православие. Но подойдёт и что-нибудь ещё. Не важно во что вы ударитесь - ребёнка должна разделять ваши интересы. Иначе вы не мать! Если ребёнку не нравится в церкви - свозите его в пустынь - возможно он одержим бесами и ему требуется экзорцист.

Так... Половое созревание. На улицу - не гулять. С этими хулиганами - не дружить. Если онанирует - застать в самый неприличный момент и внушить, что на ладонях сейчас вырастет шерсть. И вообще, пусть сексуальное возбуждение навсегда будет пресекаться строгим взглядом матери. Потому что неизвестно, где шляется её отец.

А, отец дома? Отлупите дочь как сидорову козу! Не хватало ещё чтобы вашу девочку, ради которой вы вкалывали на двух работах 15 лет, ради которой вы терпели её мать, ебал какой-то козёл! Возможно даже худший, чем вы! Лучше сразу пообещайте её убить.

Контроль. Тотальный контроль. Переписку читайте. Книги, которые вам не нравятся - выкидывайте. Ваша главная задача сломить её волю! Потому что она ваш проект. ВАШ. Если она вдруг окажется не вашим проектом, окажется, что вы зря прожили жизнь. А вы не зря! Вы как вам велели! Вы отпаривали! Вы полезный салат! Вы терпели однообразный секс раз в пол года с этим мудаком и к Светочке не ушли! Она, правда, отбила себе другого женатого мудака... Потому что ровесники дерьмо и надо кого-то посолидннее.

Так. ВУЗ. Куда?! Куда?! На дизайнера?! Пойдёшь куда скажешь, я сказал!
Пристройте лялечку в вуз. Лучше всего - в родном городе. Чтоб с вами жила. Не курит? Точно? Устройте ему шмон. И пусть даже не думает чтобы работать! Ишь ты! Карманные деньги! Ещё потратит на баб! Еда есть - котлеты на пару. Своя комната. Никакой шерсти, никаких зверей. Никакого личного пространства, оно уродует людей!

Уфф... я аж вспотела... Можно и дальше продолжать... Но смею надеяться, что к третьему курсу из вашего славного, никогда не говорящего вам ни слова правды малыша, уже получился находящийся в вашем полном распоряжении, усовершенствованный, модернизированный, суперсовременный психопат!


Взято отсюда

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Почему мужчина ничего не делает в доме

Сообщение Леля » Вс апр 27, 2014 9:37 am

Мужчина ничего не делает по дому! Одна из самых популярных жалоб в моей практике. Жалоба, понятно, женская. Мужики почему-то не жалуются.

И мне, разумеется, есть что сказать на эту тему. Тем паче, что я веду мужские тренинги и получаю информацию из первых, так сказать, рук.

Но если я напишу, что мужчина, который ленится передвинуть шкаф, просто лентяй и иждивенец — это не интересно. Ни тебе споров, ни возмущений, ни размышлений по итогам споров и возмущений. Здравствуй, Капитан Очевидность и всё такое. Скучно.

А вот если я расскажу одну из скрытых причин мужского неделания дел в доме… О! Вот тут будут и споры, и возмущения. Не обойдется без хамства, конечно, но это же интернет, как без хамства?

Итак, надев каску и собрав волю в кулак, готов сказать вам правду!

Приготовьтесь и вы.

Диспозиция — женщина просит супруга вбить гвоздь и просверлить дырку в стене. Просит не просто так, а по хозяйству. А мужчина вместо того, что бы взять да просверлить, отлеживается на диване.

Если присмотреться и отбросить очевидную версию (мужчина — инфантильный лоботряс), то остаются две версии:

- Месть.

- Страх.

Начнём с мести. Упорное игнорирование просьб жены насчёт гвоздя — это самый натуральный саботаж. И, как всякий саботаж, организуется слабым против сильного.

Почему мужчина оказался слабым? Вопрос не к месту, я об это целую книгу написал.

Главное, он чувствует себя слабым, жену воспринимает сильной, страдает от её произвола и мстит. Мстит как умеет.

Другой вариант — страх. Страх упрёков и наказаний.

Не секрет — женщина редко бывает довольна. Это ещё Диккенс в «Записках Пиквикского клуба» заметил.

Грубо говоря, женщина, вместо того, чтобы ценить действия мужчины, злится, что результат недостаточно хорош.

Соответственно, мужчина, принимающийся за сверление стены, рискует услышать вместо «спасибо за помощь!» раздраженное «почему столько пыли?!»

Как избежать этих упрёков? Правильно — ничего не делать. Вот мужчина и отлёживается на диване.

Некоторые респонденты утверждают, что не делают что-то по дому, так как, мол, не понимают смысла тех или иных задач. На это отвечу — сказки. Когда тебя любимая женщина просит что-то сделать, ты берёшь это и делаешь. Потому что женщина — любимая, а любимых принято радовать. А вот если радовать не хочется — то или женщина уже не любимая, или месть, или страх.

В общем, всё, как я говорил.

Есть ли выход из этого безумия?

Разумеется, есть.

Для женщин — не пилить, а спросить; не упрекать, а благодарить.

Для мужчин — не мстить, а проговаривать; не бояться, а делать. А если жена начинает упрекать, выразительно посмотреть на неё и попросить остановиться.

У меня всё, спасибо за внимание.


От Павла Зыгмантовича

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Взбесившийся ребенок, сумасшедший родитель

Сообщение Леля » Вс май 11, 2014 12:17 pm

Часть 1
Я думаю, все иногда наблюдали следующую картинку - маленький ребенок в истерике. Его не остановить - он заходится в крике, плачет, кричит, машет руками, отталкивает от себя взрослого, топает ногами или даже валится на землю. Достучаться до него в этот момент, остановить, успокоить - сложнейшая задача. Ребенок плачет. Ребенок в ярости. Ребенок неуправляем, ребенок в этот момент жизни предельно несчастен.

Как ведут себя в этот момент жизни родители или воспитатели ребенка - вопрос отдельный и так же немаловажный. Частенько приходится наблюдать, как родители кричат на своего ребенка еще громче и еще сильнее, а то и руку прикладывают - что создает совсем уж неприглядное зрелище. Ну или - дернуть за руку, и нервно оглядываясь на окружающих, уволочь за собой волоком взбесившееся чадо. Родители, реагирующие спокойно, встречались мне гораздо реже. Впрочем, учитывая то что первая реакция на неостановимые эмоции такой силы - это острая беспомощность и непонимание, что делать, как остановить этот шторм - это и немудрено. А когда ты беспомощен решить проблему спокойно - почему-то чаще всего "на помощь" приходит силовой путь.

К чему я это? Еще со времен Фрейда в структуре личности принято выделять три части. Назывались они во времена дедушки всея психотерапии Ид, Эго и Супер-Эго, позже Эрик Берн, развивая свой транзактный анализ, их переименовал в Ребенка, Взрослого и Родителя. В общем, как ни назови - суть не меняется - в любом человеке эти три части, понаблюдав, можно выделить. У каждой своя, немаловажная роль, у каждой - своя история возникновения.

И когда мы вырастаем - мы, по возрасту, паспорту, социальному статусу - взрослые люди, не всегда родители собственных детей - все равно не только взрослые - но и дети, и родители - самих себя, самим себе. И иногда наши внутренние Ребенки бьются в истерике, сходят с ума и топают ножками, плачут и не слышат ничего ничуть не хуже реальных детей, а наши внутренние Родители либо забиваются в угол в бессилии, либо запрещают-не пущают и наказывают... вот только речь о динамике психических процессов уже внутри одной и той же личности. Которая, на минуточку, ВЗРОСЛАЯ. 20-30-40-60 лет, и возможностей наломать дров поболее, чем у пятилетнего ребенка. И на выходе случаются крайне неприятные вещи, имеющие крайне неприятные и далеко идущие последствия.

Муж, избивающий жену. Мать, ВНЕЗАПНО, собирающая вещи и упархивающая из дома в неизвестном направлении, оставив собственных детей на произвол судьбы и бабушки. Зашедшая в тупик карьера. Череда, казалось бы, необоснованных и беспричинных увольнений. Вспышки неконтролируемой агрессии, нервные срывы, ощущение полного собственного бессилия, неспособность решить проблемы и решать любые задачи в принципе, разрушенные браки и череда бесконечных, бессмысленных и беспощадных любовных историй, порезанные руки-вены, а то и суициды, модные нониче прокрастинации...

Многое, многое из этого можно объяснить используя модель Ребенок-Родитель-Взрослый. Попробую рассказать о том, как это происходит - ну и пару идей о том, как можно помочь себе - неважно, сталкиваясь ли с ситуацией "несет меня лиса, а куда не знаю" или сталкиваясь с подобным у другого человека.


Что из себя, собственно, представляет та часть, которую принято называть Ребенком (ну или привет психоанализу - Ид)? Это инстинктивная, импульсивная и эмоциональная наша часть. Мы с ней рождаемся, и по сути у новорожденного ничего кроме этой его части и нет. Эта часть прекрасно знает что она чувствует и что она хочет. Хорошо - улыбаемся и гулим, чего-то хотим - целеустремленно ползем к объекту желания или кричим "Хочу!", "Дай!" и "Мое!". Больно - кричим и плачем, злимся - стучим ножками. Грустно - горюем. Интересно - исследуем. В этой части очень много энергии, очень много жизни. Фактически она отвечает в дальнейшем за все творческие импульсы, за открытия нового, за стремление к познанию, за способность удивляться. За способность любить. Именно она сообщает нам, что нам что-то нужно, что мы испытываем потребности, что мы, в конце концов, живые и живем.

Но вряд ли мы стали бы человеками и создали бы хоть какую нибудь цивилизацию, если бы внутри нас жил только такой ребенок. Импульсивная часть не знает ограничений, запретов, не умеет учитывать то что ее желания могут противоречить желаниям других людей, не понимает что двери порой бывают заперты, и удивляется тому, что если стенку боднуть посильнее - чаще всего не стенка ломается а на лбу возникает шишка - и это больно. Допустимо-недопустимо, можно-нельзя - для внутреннего Ребенка этих понятий не существует. Злиться-ненавидеть, горевать, радоваться, любить - все только на полную катушку и пока хватает сил.

Запрещают, ограничивают, учат учитывать детей их родители - и социальное окружение, которые примерно к пятилетнему возрасту формируют в ребенке вторую важную часть - Супер-Эго или внутреннего Родителя. И очень часто, к сожалению, эта внутренняя часть напоминает такую... зловредную занудную тетку, которая требует сидеть тихо и не высовываться, ходить по стойке смирно, на любое "Хочу!" отвечает "Нельзя!", любую эмоциональную реакцию запрещает, а если Ребенок плохо себя ведет - еще и наказывает по полной. Полутонов для такого внутреннего взрослого зачастую тоже не существует - мир черно-белый, правильно-неправильный, все либо хорошо, либо плохо. И можно быть либо идеальным, либо быть нельзя вообще никаким. Эта часть набита долженствованиями и императивами, обобщениями и приказами. Часто эта часть подавляет любую новую инициативу, отрицает саму возможность любого изменения, контролирует каждый шаг и каждое телодвижение. "Шаг вперед - попытка к бегству, прыжок на месте - попытка улететь". Короче нельзя и все тут, в принципе - нельзя.

Собственно, вот так и живут они в одном теле дальше по жизни до самого ее конца - импульсивный Ребенок и контролирующий Родитель, и, что логично, находятся в постоянном внутреннем конфликте. Ну, не все всегда так прямо плохо-плохо, но схема примерно такая. Любой импульс внутреннего Ребенка прежде чем быть воплощенным в жизнь должен пройти строгую цензуру и получить у Родителя жетончик, разрешающий воплотить импульс в жизнь - в строго определенной форме, внимание! Или не пройти и не получить.

В некотором условном идеале Родитель не такой уж и монструозный, Ребенок не такой уж и всеобъемлющий, и два этих прекрасных персонажа устанавливают внутри одной человеческой головы некоторый баланс, позволяющий человеку таки чувствовать себя человеком, а не полем военных действий.

А еще между ними со временем, по идее, должен вырасти еще один личностный конструкт под названием Взрослый. Умный, спокойный, осознанный, дипломатичный и умеющий успокаивать как импульсы Ребенковского "Хочу", так и цензуру Родителя. Умеющий их уравновесить, и соответственно собственным намерениям и желаниям воспользоваться их сильными сторонами и поддержать (или придержать) их в слабых. Разрешающий воплощать в жизнь эмоциональные импульсы Ребенка, использующий его творческую энергию - и делающий это с оглядкой на социальные нормы и правила, что успокаивает Родителя. И именно он тот самый Самый Главный, который знает чего он хочет, кто он такой, и каким именно способом он будет реализовывать свои потребности. Именно он помогает поддерживать и сохранять баланс. Есть еще один момент - Взрослый - это осознанная часть личности, а вот Родитель - и особенно Ребенок - обычно в неосознаваемой части.

Я в общем-то придерживаюсь идеи о том, что такая часть как Взрослый у людей в массе своей стала отрастать совсем недавно - ну так пару столетий назад, и до сих пор как главенствующая - особенно в критической и стрессовой ситуации (это важно) - существует далеко не у всех.

И когда Взрослый опускает руки, и когда импульсы Ребенка или чугунная сковородка Родителя оказываются слишком сильны и загоняют его в угол - а сами Ребенок с Родителем дружно сходят с ума - вот тогда возникает плодородная почва для возникновения разнообразнейшей херни, с которой люди, в лучшем случае, обращаются таки к психотерапевтам, а в худшем - ломают такие дрова, что потом и не исправить - никак.

Примерно как это происходит? Реальный ребенок никогда не впадает в истерику просто так, потому что ему так захотелось - поорать, заплакать, ногами постучать, над родителем поиздеваться. Гипертрофированная эмоциональная реакция - всегда является ответом нервной системы на сильный стресс - о котором родители, кстати, могут и не подозревать и причины которого - буде им придет в голову их искать - могут недооценивать. Она может подавляться, может игнорироваться и фильтроваться - но ничто не отменит факта ее наличия.

И все мы иногда испытываем стресс, порой - запредельный. И у всех нас есть потребности - базовые, основополагающие, без которых жить невозможно или совсем уж сложно. И когда мы дети - наши родители, настоящие и живые, а не те что у нас в голове начинают жить со временем, в общем то и нужны для того, чтобы помогать нам вырасти, чтобы обеспечить наши потребности, чтобы помочь нам научиться справляться с тем стрессом, с которым не в состоянии справиться детская психика. Не только - накормить-обуть-одеть, но еще и защитить, выслушать, когда трехлетка боится Буки и утешить, дать внимание, признание, и, самое главное, любовь. Не условную, когда "если ты такой и такой то так и быть - любим", а безусловную - "я люблю тебя просто потому что ты есть". И тогда, когда мы вырастаем, мы научаемся заботиться о себе - а следовательно и о других - сами. Сами можем справится со стрессом. Чувствуем. Видим границы себя и окружающих и уважаем их. Внутри ребенка вырастает Взрослый. И каким он вырастает - и вырастает ли он в принципе - в общем и целом зависит от того, как повезло - или не повезло ребенку с родителями и окружением в детстве.

Но... Мне в моей работе психотерапевта - да и просто в жизни - приходится часто сталкиваться с ситуацией, когда родители - любящие и в общем-то совсем не садисты-психопаты - из самых лучших побуждений организуют подрастающему чаду натуральный ад. Когда потребности и чувства ребенка игнорируются, обесцениваются, когда проявление детских эмоций, особенно труднопереносимых для родителей, просто делается запретным и блокируется. Когда для ребенка возможность получить любовь и поддержку родителя становится больше похожа на преодоление минного поля - шаг влево, шаг вправо... И стопиццот манипуляций дабы добыть желаемое. Или полное бессилие. Или тот самый "взбесившийся Ребенок", вынесенный мною в заголовок поста. Когда держаться нету сил, когда все - зашкаливающая по силе эмоциональная реакция - топание ногами, несвязный крик, слезы - ну и где-то рядом опять наказующий и грозный Родитель, хватающий чадо под мышку а то и хватающийся за ремень.

А потом дети вырастают. И внутри их головы остаются их дети. Их детские части - страстно жаждущие любви, ощущающие себя в опасности, смертельной опасности, с морем сильных и невыраженных чувств, голодные, несчастные. Знающие дословно и наперед - иначе не будет. Рыпаться бессмысленно. Есть "надо", "должен", и "если я буду хорошим и идеальным - меня за это наградят". А еще внутри их головы с таким же комфортом располагаются их внутренние Родители, на все лады твердящие "тебе нельзя, а то БУДЕТ, и вообще ничего нельзя и никогда не получишь"!

Я помню человека, с улыбкой на лице рассказывающего мне о детстве, проведенном в интернате - потому что "мама много работала", о пьянице-отце, о учительнице, избивавшей указкой до крови, о опыте пережитого абьюза. Ремарка и итог разговора - "А что такого-то? Мама и папа у меня хорошие, ну и я ничего так живу". Надо ли говорить что именно этот человек чуть позже продемонстрировал весь спектр неконтролируемых эмоциональных реакций, с топанием ножками и маханием ручками, вызвавший нешуточный страх... о котором, чуть придя в себя и отдохнув - благополучно забыл.

И опять же, закон случайностей - кому-то везет во взрослой жизни. А кому-то - не очень. Каким бы ты хорошим ни старался быть - ни супруг, ни начальник на работе, ни само Мироздание что-то не стремятся тебя вознаградить. Следование внутренним долженствованиям как-то не приносит в жизнь счастья. А если добавить в кучку еще и сильный стресс - получим систему пошедшую в разнос. Какой там баланс, какие там взрослые части...

Из взрослого и вроде адекватного человека внезапно лезет такое, что в пору за голову хвататься. Сорокалетняя тетка внезапно капризничает как трехлетняя девочка, и вся ее семья должна скакать вокруг нее на задних лапках. А не то она окончательно заболеет и умрет. Отец семейства столь же внезапно становится умирающим лебедем. Или с выпученными глазами начинает орать на собственную жену, а то и руку на нее поднимать. Повод - немытая чашка. Студент-выпускник до смерти - реально, смертным страхом - боится позвонить научруку по банальному вопросу к дипломной работе, не звонит неделями, продалбывает все сроки и в итоге не сдает работу и не получает диплома. Подчиненный в том же виртуозном стиле проваливает проект, является на работу пьяным, режет начальнику "правду матку" и несправедливо обиженным получает расчет и пинок под зад с работы. Бизнес-леди двадцати пяти красивых лет начинает жрать как не в себя, и если пропустит обед (крем-суп из шампиньонов + курочка гриль целиковая + гарнир + десерт, желательно в дорогущем ресторане) - реально умирает от голода. Юноша со взором горящим поет во всю глотку серенады под окном возлюбленной - ночью - и адски страдает и устраивает публичные сцены ревности, оказавшись посланным. Вполне благополучный и состоявшийся человек и семьянин выходит в окно с десятого этажа... Самый обычный парень решает что теперь ему позволено все и идет в парк насиловать девушку или убивать "хачека". А если добавить в блюдо немного власти - то с легкостью можем допрыгаться и до Гитлера, развязавшего Вторую мировую и устроившего массовый геноцид.

И за всем этим вполне реальным кошмаром стоит взбесившийся внутренний Ребенок, импульс которого таки прорвался сквозь тотальный контроль столь же сумасшедшего внутреннего Родителя. За всем этим стоит разросшийся и откромленный до невероятных размеров страх, бушующая ярость, обида и гнев, невероятной силы боль, страстное желание быть любимым, принятым, желанным, почувствовать себя в безопасности, получить наконец то... что так страстно хочется. Правда суровая правда заключается в том, что спроси такого человека - чего ж ему хочется-то - чаще всего ответа не услышишь. Спроси зачем он говорит то что говорит и делает то что он делает - он порой и не вспомнит, что что-то "такое" говорил или делал. Или находит себе кучу оправданий. Или просыпается с чувством всего более похожим на острое похмелье и неясным стыдом - что на меня нашло?

А есть еще такой момент, что все это не происходит в каком-нибудь квадратном вакууме, а среди других людей. Часть из которых страдает, часть - хлопает круглыми глазами, а еще часть - точно так же входит в штопор. И начинается порочный круг, выход из которого найти ой как не просто, и защитить себя от разрушения - особенно если импульсы такого внутреннего Ребенка приняли форму немотивированной агрессии - совершенно непонятно как.


От Марии Корниловой

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Функциональная семья

Сообщение Леля » Вс май 11, 2014 12:18 pm

Обещала написать пост о том, что такое функциональная семья и как её распознать.
Сейчас снова много работы и на любимый журнал совсем не остаётся времени.
Поэтому привожу обширную и прекрасную цитату уважаемой Анны Яковлевны Варга.
Итак, что же есть такое функциональная семья и как она устроена?

"Для функционального развития вновь созданной семейной системы необходимо, чтобы были реализованы три составляющие.

1. Оптимальное количество разделенной информации. Для переживания близости, доверия и комфорта в совместной жизни у людей, живущих вместе, должно быть ощущение, что они знают друг о друге определенное количество и базовой (про прошлое человека, значимые события в его жизни, его родственников, друзей, коллег), и текущей информации (про то, как прошел день, как человек себя чувствует, как он относится к своему партнеру). Опытным путем люди приходят к определению этого количества информации и к пониманию приоритетов в этой зоне – того, о чем следует сообщать в первую очередь. Например, Ф.М. Достоевский в письмах жене много писал о состоянии своего здоровья и деталях работы кишечника; М.И. Кутузов, который редко бывал дома, давал распоряжения по хозяйству; Алан Милн написал автобиографичный роман «Двое», в котором действие начинается с того, что герой сообщает жене, что написал роман.

«Реджинальд Уэллард набивал трубку, а сам ждал, что скажет жена. И дождался.

– Подумать только! – произнесла она.

Реджинальду, непонятно почему, вдруг захотелось оправдаться.

– В конце концов, – сказал он, – человеку нужно чем-то заниматься.

– Дорогой, – улыбнулась Сильвия, – я же не упрекаю тебя».

Здесь вообще не понятно, что эти двое делают вместе. А между тем это в каком-то смысле описание счастливого брака, только максимальная степень близости для этой пары покажется дистанцией для многих.

Теперь коммуникативные технологии изменились, контакт очень упростился – Интернет и мобильные телефоны дают возможность быть в постоянном контакте. На мой взгляд, это не способствует развитию близости. Создается некий эрзац: люди в разлуке могут не отключать скайп и создавать иллюзию полной совместности – есть, наблюдая партнера на экране, и спать с повернутым экраном. Это не помогает им глубже узнавать друг друга. Прелесть разлуки заключается в том, что люди, свободные от необходимости немедленно реагировать на получаемые сообщения, могут создавать продуманные послания и перечитывать полученные, спокойно понимать их, не позволяя эмоциям затуманивать сознание.

Кроме того, пара «договаривается» о том, кто более открыт. В одном браке распределение было таким: жена старается все рассказывать мужу, и когда муж внимательно ее слушает, оба довольны. Не требуется, чтобы муж так же подробно рассказывал о том, как прошел его день. Проблемы возникают, когда муж не слушает жену. В другой семье считается правильным, когда оба супруга делятся значимой информацией. Важно договориться о том, кто отвечает за понимание: кто дает сообщение или кто его получает. В одной супружеской паре муж – большой ученый – априори считается выключенным из обыденной жизни. Жена не в состоянии понять, чем он занят, и ей это в целом неинтересно. Жена организует домашнюю жизнь, например, просит мужа совершать некие покупки. Тогда муж получает подробный список с инструкциями и жена еще звонит по ходу дела. В их совместной жизни жена отвечает за понимание.

2. Определенное количество совместно пережитого опыта. Если люди только общаются, но ничего не делают вместе – это виртуальный роман. Если люди только что-то делают вместе – занимаются любовью, едят и развлекаются, но мало знают друг о друге, – это компаньоны. Для некоторых пар достаточно опыта, который они вместе переживают дома и в магазине, для других необходимо и отдыхать вместе, и развлекаться, для третьих значимо вместе общаться с друзьями и/или родственниками. Главное, чтобы совпадали приоритеты.

3. Общая картинка благоприятного будущего. Супруги должны понимать, зачем они вместе, причем понимать более или менее одинаково. Чтобы родить и вырастить детей – вот самая частая причина брака. Дети придают много смысла этому предприятию, структурируют жизнь супругов, наполняют ее заботами и радостями. Они же часто становятся «гробовщиками» супружества – переводят супругов в состояние родителей безвозвратно. В последнее время дети перестали быть универсальным оправданием для брака, стало возникать много специфических причин, да и сам брак стал хрупким. Именно поэтому общая картинка благоприятного будущего – это крайне необходимое ребро жесткости. Пара примерно одинаково представляет себе, как хорошо они буду жить летом, через год и в старости. В это понимание «хорошего» входят и появление, и будущее детей, и как заботиться о родственниках, как отдыхать, приумножать ли состояние, как обеспечивать свою старость и т.п.

Помимо этих трех составляющих, в функциональном браке должна быть определенным образом устроена коммуникация между супругами.

Любая социальная система пронизана коммуникациями, буквально затоплена ими. Дело в том, что в человеческой группе коммуникации тождественны поведению. Поведение есть всегда, «неповедения» не бывает. Согласно системной теории, любое поведение несет в себе информацию (Вацлавик и др., 2000). Фактически, супруги погружены во взаимодействие и общение, хотят они этого или нет. Избежать коммуникации невозможно. Таким образом, будучи в группе, пусть даже состоящей из двух человек, человек находится в информационном поле. Он постоянно дает сообщения и получает их. Отказ от общения также является сообщением. Чем теснее связаны между собой в группе люди, тем большим количеством информации они обмениваются. Информативными являются не только слова, тон голоса, жесты и выражение лица, но и всякое изменение. Например: «Раньше звонил пару раз в течение дня с работы, чтобы узнать, как дела, а теперь не звонит вообще». «Раньше целовала, провожая на работу, а теперь просто говорит „пока“».

В функциональной семье изменения обсуждаются, в дисфункциональной часто не обсуждаются. Возникают зоны молчания, люди предпочитают не проверять свои версии происходящего, а принимать их за истину. Например, муж звонит жене с работы, просит взять из ящика письменного стола какие-то документы и прочесть их ему по телефону. Когда жена убирала документы обратно, она обнаружила фотографии мужа с некоей женщиной. Эротический характер их отношений не оставлял сомнений. Отношения в этой супружеской паре конфликтные. Жена материально полностью зависит от мужа. В семье четверо детей. Жена очень расстраивается, рыдает тихо, чтобы никто не заметил, встречает мужа как обычно, но с этого момента перестает заниматься с мужем любовью. Муж, сделав пару попыток, отступает и не расспрашивает жену о причине такого ее поведения. Супруги начинают отдаляться друг от друга, разъезжаются по разным комнатам и живут таким образом несколько лет. В какой-то момент супруги попадают к семейному психотерапевту в связи с навязчивой мастурбацией сына. В ходе терапии вышеописанная ситуация всплывает. Жена объясняет, что она не стала ни о чем спрашивать мужа, потому что была уверена, что он ничего не скажет и вдобавок будет злиться и уйдет как раз к той самой женщине. А муж не обсуждал сексуальную жизнь с женой, потому что полагал, что ему «отказано от тела», потому что он плохой любовник. Понятно, что любому поведенческому проявлению люди приписывают смыслы. Адекватно понять их можно только в контексте определенной коммуникативной ситуации. Например, симптомы болезней несут определенные сообщения и имеют смысл в коммуникативном контексте. Всем хорошо известны истории о том, как у жены «болит голова» для того, чтобы не заниматься сексом. Голова действительно болит, возможно, и из-за напряжения, и тревоги связанной с тем, что по некоторым признакам жена «поняла», что муж вознамерился заняться сегодня любовью, жена этого не хочет, а сказать об этом боится, потому что муж может обидеться, а конфликта не хочется, а секса тоже не хочется, а что делать, непонятно, тут-то голова и заболи. Можно принять таблетку от головной боли и завести трудный разговор с мужем про то, как этот самый секс реорганизовать, чтобы жене хотелось его чаще. А можно таблетку не принимать, пожаловаться на головную боль, получить порцию сочувствия от мужа и, заметьте, никакого секса. И, кстати, никаких трудных разговоров про это. И муж доволен, потому что не очень-то и хотелось. Так головная боль становится осмысленным сообщением в определенной коммуникативной системе. В системной теории считается, что психические заболевания также являются сообщениями. Симптоматическое поведение соответствует той коммуникативной системе, в которой оно осуществляется. Стоит изменить правила коммуникации, как меняется симптоматическое поведение вплоть до его полного исчезновения (Варга, 2009)."
автор Анна Варга.


Цитата взята отсюда

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Что делать, если не получается быть идеальной мамой

Сообщение Леля » Вс май 11, 2014 12:20 pm

Очень хочется поговорить об одной вещи. И вещь эта — "мама должна...", "мама обязана...", "если не можешь, то нужно смочь и сделать!". Например, была тема, что маме сложно, когда разрушают домик из кубиков, который она строила. Ей могут сказать: "Ты не идеальна. Решением этой проблемы является то, чтобы ты стала идеальна". Или мама, например, раздражается, когда ребёнок что-то просит в сотый раз. Ответ тот же: "Это потому что вы не идеальны, нужно стать идеальной и не раздражаться".
И ведь правда же. Не идеальны. Есть над чем работать. Но человек на то и человек, что он не идеален. Нужно же что-то сделать, пока он не достиг нирваны, или пока она не вознеслась в небеса. Мы читаем в книгах: "Не нужно прятать злость на своего ребёнка. Скажите: "Я зла"". И относимся к этому с пониманием. Мы знаем, что когда есть злость, то её не засунешь обратно, с ней нужно работать. Между тем, ясно, что "не злиться" — гораздо более лучший вариант. Но ведь это не выход отвечать злящейся маме: "Это всё потому что вы не можете организовать свою жизнь так, чтобы не злиться".
Мне кажется, что кроме того, чтобы рассказать о методах "профилактики", важно поддержать человека в его праве чувствовать то, что он чувствует, и дать варианты решения "на сейчас". Психотерапия иногда длится годами. И разрушительно для отношений всё это время терпеть, не предпринимая никаких попыток сделать свою жизнь лучше. Это вызывает злость. Это раздражает. Это заставляет перекладывать ответственность за отношения на других людей. Мне кажется, что помимо того, чтобы сообщать, что "мы не идеальны, можно стать идеальнее", можно же искать пути, в которых можно быть счастливой и такой "неидеальной". Можно взять ответственность за своё состояние здесь и сейчас. Признать свою уязвимость в том, что мы не такие, какими хотим быть, что мы ошибаемся, что мы устаём, что мы не идеальны. И работать именно с нами реальными. С реальной мамой, которая может быть больной, и которая не способна играть много в подвижные игры с ребёнком. Мы же ей не отвечаем "ну-ка, стань вдруг здоровой и побегай с малышом, почему он должен страдать от того, что ты решила немного поболеть?". С уставшей мамой, которая не хочет читать книжки, а хочет попить чай, для того, чтобы запастись ресурсом. С раздраженной мамой, которой нужно на пару минут выйти из комнаты для того, чтобы прийти в себя, и не ударить своего малыша. С мамой в депрессии, которой нужно на пару часов в неделю отвозить ребёнка бабушке для того, чтобы посещать психотерапевта.
Мы везде делаем выбор. Мы везде сталкиваемся с тем, что мы уязвимы. И от нашей уязвимость может страдать наш ребёнок. Если мы будем принимать эту уязвимость, и оценивая реальность ситуации брать ответственность за удовлетворение своих потребностей на себя, то мы сможем остаться альфа-родителями. Игнорируя свою уязвимость, не желая, чтобы ребёнок "страдал" от реальной уставшей, нервной, больной, неидеальной мамы, мы перекладываем удовлетворение своих потребностей на него. Неидеальная, но принявшая свою уязвимость мама тоже может быть сильной. А мама, бегущая от реальности, слаба.


Взято из ЖЖ

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Взбесившийся ребенок, сумасшедший родитель. часть 2

Сообщение Леля » Сб май 17, 2014 12:30 pm

Начало тут.
Получилась такая интерлюдия - все о том же, да с другого боку, так что третья часть тоже будет :)

Есть такой потрясающий психотерапевт и автор книг - Алис Миллер. Ее "Драму одаренного ребенка" я готова рекомендовать всем и каждому, а вторую попавшую мне в руки книгу под названием "Воспитание, насилие и покаяние" я сейчас с определенным восторгом штудирую.

Алис, в числе прочего, исследует в ней детство Гитлера, и то, как стало возможным появление и формирование такой личности, и то, как стало возможным обретение подобным человеком власти над целым народом. Основной тезис Алис - он довольно часто встречается в принципе и не только у нее - "любой насильник, прежде чем стать насильником - был жертвой". Малоизвестные факты из жизни Гитлера меня зацепили, весьма и весьма - делюсь. Первое - его отец, незаконнорожденный, выбившийся "в люди" из крайней бедности, был человеком жестоким, властным и пьющим. Каждый, каждый день, начиная с очень маленького возраста Гитлер "получал свою порцию наказания". Фактически - с трех лет, возможно раньше. Под порцией наказания подразумеваются вполне себе натуральные избиения - палками, розгами, ремнем и всем что под руку подвернулось.
В одиннадцатилетнем возрасте за попытку сбежать из дома его отец избил Гитлера фактически до смерти. Мать Гитлера, много младше мужа, во всем покорная его воле и так же подвергавшаяся избиениям, за год до рождения будущего тирана в течении двух месяцев пережила роды и смерть трех маленьких детей - в возрасте двух с половиной, года и трех дней. После смерти супруга дома был установлен его культ. Послушание и покорность отцу была возведена в превосходную степень.
Ребенок, выросший в подобных условиях, вынужден либо полностью подавить в себе все проявления спонтанности, все свои желания, идущие в разрез с родительской волей, отрезать себя от собственных переживаний - в первую очередь страха и гнева - либо (а чаще вместе с этим) найти себе другой объект для отработки сих чувств. Желательно слабый и беззащитный. Ничего не знаю о том, мучал ли Гитлер в детстве кошек, но к младшим сверстникам он был жесток, а что он сделал с целым народом, который ненавидел и которого боялся - слишком хорошо известно.

К чему я это. Можно много говорить, о том, что многие подвергались в детстве жестокости и насилию со стороны родителей - но Гитлер - слава Богу - был один. Можно говорить так же о том, что опыт насилия, пережитый в детстве - особенно насилия со стороны родителей - даром не проходит никому. Я уже писала о детской, взрослой и родительской части, существующих в каждом человеке. И то том, что - в грубом приближении - когда мы вырастаем - мы сохраняем в себе собственного ребенка, такого, каким он был в детстве и в качестве внутреннего Родителя присваиваем себе то, каким образом с нами обращались собственные родители. И о том, что внутренний Ребенок и внутренний Родитель как правило не осознаются взрослой частью психики, следовательно, исходящие от них импульсы сознательно не исследуются и не фильтруются.

И если в своем собственном детстве ребенок получил опыт насилия (исходящий от родителей) и не получил того, чего получить хотел (и был должен получить, я имею в виду качественное внимание, заботу, любовь, признание и уважения) - его собственный внутренний ребенок будет голодным до недополученного, бесчувственный к собственным переживаниям гнева и страха - проявлять эти чувства по отношению к родителям-насильникам и так смерти подобно, а его внутренний Родитель окажется по минимуму... кхм... странным.

Здесь мне кажется важным поднять вопрос о том что можно считать - или не считать насилием. Почему-то "насилие" в представлении многих людей - это либо сексуальное насилие, либо вполне конкретное избиение, остальное - "несчитово". Примеры я буду приводить реальные, известные мне - немного искажая факты, конечно же.

Так вот - считать или не считать насилием по отношению к ребенку то, что в возрасте 4-х лет заболевшая девочка в 30-градусный мороз выходит на улицу выгуливать собаку, ибо это "ее обязанность", в то время как ее мать работает а отец выпивает с друзьями? Считать ли насилием, когда родители уезжают в отпуск, оставляя дома - на месяц, на минуточку, 11-летнего сына, конечно же "оставив ему денег". Является ли насилием по отношению к ребенку отсутствие двери в его комнате, дабы родители могли в любую минуту "посмотреть как он там". А полное отсутствие "своего" пространства и перлюстрация его переписки с друзьями в возрасте близком к подростковому? А принуждение ребенка к написанию диктанта по вскрытому родителями письму, в котором семиклассник критикует родителей - "чтобы тебе было стыдно"? Чем считать поведение матери, к которой трехлетний сынишка прибегает, испугавшись темноты и шевеления занавесок, когда она отмахивается от него со словами "быстро спать, не морочь мне голову"? Чем по отношению к явно талантливой дочери, стремящейся получить похвалу матери, являются слова "четверка - не оценка, пятерка - норма жизни"? А принуждение носить одежду и прическу только по выбору родителей? А - в целом - отсутствие дома родителей с 7 утра до 11 вечера пять дней в неделю (суп в холодильнике, разогрей, комнату подмети, уроки сделай), и их яростный ор на восьмилетнюю девочку, не сделавшую что-то из списка?
А покупка любой приглянувшейся игрушки - так, что комната уже напоминает магазин "Детский мир", при этом папа не высовывает нос из книжки до глубокой ночи и трогать его нельзя - отдыхает после работы, а маму кроме уборки-готовки-вязки носков и разговоров с подружками не волнует ничего? А наличие дома папы - вполне нормального папы, не считая того что в выходные папа мертвецки пьян и за ним надо ухаживать? Или мамы, не способной позаботиться о себе и грохающейся умирать раз в месяц по расписанию, которой ребенок обязан приносить лекарства и слушать ее рассуждения о козлах-мужиках, которые ей всю жизнь испортили?

В общем, все вышеописаное - и не только это, заставляет порой у меня волосы на загривке шевелиться от ужаса. Причем ужас вызывает не только сам факт наличия всего этого кошмара в детстве - у многих, у слишком многих!, а то, как относятся к нему уже выросшие дети. Для подавляющего большинства из них все это "нормально", детство у них - "самое счастливое", а родители - "прекрасные и любящие". Если что-то из списка и вспоминается - то рассказывается об этом совершенно нейтральным тоном. А еще дико пугает то, что часто люди говорят о своем детстве, как о чем-то, что к ним вообще не относится.

Что мы после такого детства имеем на выходе, собственно? Ребенок - любой ребенок, первое, нуждается в любви, заботе, внимании, признании и уважении, второе - проявляет самые разные чувства, и если не получает что-то из первого списка - чувства эти будут называться гневом. Но... система воспитания веками строилась на том, чтобы ребенок рос послушным, вежливым и правильным - т.е., на самом деле, беспроблемным (для родителей), удобным, внимательным к их, родителей, нуждам, выполняющим их указания, а в остальное время не отсвечивающим и покорно ожидающим времени, когда до него будет настроение снизойти. А направленный на родителей гнев с самого раннего возраста карается, причем так, что второй сильной эмоцией, которую будет испытывать ребенок - будет страх. Страх боли или страх лишения родительской любви - не так уж важно. И это те чувства, с которыми ребенку невозможно жить долго. И детская психика выворачивается из ситуации просто - человек просто перестает эти чувства сперва проявлять, потом переживать, а затем и в принципе их распознавать.

На выходе имеем взрослого человека, внутри которого живет голодный до любви, признания и внимания ребенок, не умеющий об этом ни рассказать, ни как-то иначе заявить, при этом очень агрессивный и ужасно испуганный. И Родитель, прекрасно знающий "как надо", и карающий - так или иначе - отступления от этого как надо. "Надо" при этом может быть по разному - зависит от сути родительских посланий, которые читаются в том что стоит за родительским воспитанием. Например "надо" может быть сверхвнимательным, сверхчутким и сверхзаботливым - совершенно определенным образом, - ко всем окружающим, исключая себя самого. "Надо" рассказывать о себе все, и извещать о любых своих мыслях и намерениях. "Надо" не плакать, даже когда очень больно. Степень голодности и степень требовательности может быть самой разной...

Но давайте вспомним недавнюю историю нашей страны. Голодные девяностые, замотанных родителей, приходящих домой и падающих с ног. Последствия второй мировой - поголовное отсутствие дома мужчин - выкосило. Количество алкоголиков - пусть не отцов, но дедов, дядей - в семьях. Стремление во что бы то ни стало дать ребенку то, чего не было у самих - и огромные требования, предъявляющиеся детям. Так или иначе, сильнее или слабее, но все это затронуло слишком многих. Но до времени Ребенки и Родители всю силу потенциального кошмара не проявляют, человек вообще очень живучая и приспособляющаяся зверушка, какой-то баланс устанавливается, психологические защиты работают...

Но иногда - чаще в ситуациях сильного стресса или при построении новой семьи - все эти мины замедленного действия - оживают.

В отношениях внутренний Ребенок одного человека часто начинает запрашивать у другого удовлетворения своего дефицита - внимания, любви, уважения, поддержки... а отвечает ему, чаще всего, внутренний Родитель другого - психика хорошо "слышит", кто именно запрашивает. А ответная реакция часто бывает выражена в виде всплеска подавленных чувств - того же страха и гнева. Ведь не на настоящих же родителей изливаем, по отношению к которым чувства эти запретны. Реакция на гнев первого у второго зачастую - включение собственного Ребенка, и поехало. Люди пытаются построить отношения в попытках удовлетворить свои детские дефициты, а когда это не получается - или получается совсем другое - включают детские же способы отреагирования. И передают - в дальнейшем собственным детям.


От Марии Корниловой

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Взбесившийся ребенок, сумасшедший родитель. часть 3

Сообщение Леля » Сб май 17, 2014 12:33 pm

О высоких и сложных взаимоотношениях Ребенка и Родителя я написала уже много, пора поговорить и о Взрослом. Собственно, по идее он во всем этом интрапсихическом безобразии должен быть главным, ведущим, ответственным и всякое прочее. И когда он главный - его работа, в частности, заключается в том, чтобы 1) вовремя опознать импульс Ребенка 2) распознать объект, на который оный импульс направлен 3) посоветоваться с Родителем, на тему того каким именно образом этот импульс можно выразить 4) импульс выразить. То есть воплотить в жизнь Ребенковское "Хочу" так, чтоб при этом никого (себя в том числе) не покалечить. Казалось бы просто, но именно в этом месте возникают сбои, причем самые разные.

Как это бывает на практике... Вспомнился мне тут один случай из жизни, в тему очень. Когда я училась в старших классах, был у меня один знакомый, повесивший на доску для дартса фотографию нелюбимого учителя, и время от времени метавший в нее дротики. Несмотря на то, что были мы тогда подростками - решение очень взрослое и мудрое. Есть импульс - гнев. Есть его объект - учитель. Есть социальная норма - "учитель неприкосновенен". Есть возможность выразить гнев опосредовано и безопасно и для себя (учитель не настучит по башке), и для учителя (тоже человек, если в него дротики метать - ему больно будет), и при этом - адресно. Есть принятое решение. Чувство есть, оно признано и проявлено, все если не довольны, то как минимум - в равновесии. И надо сказать, из того подростка вырос весьма уважаемый мною умный и уравновешенный взрослый.

Честно говоря, я не знаю, как воспитывали родители этого человека. Но думаю они довольно много интересовались его жизнью, были небезразличны к его интересам, и, самое главное, к переживаемым им чувствам.

Я заметила, что часто, когда я пишу о детско-родительской теме - возникает непонимание. Особенно на тему что такое "плохой" и "хороший" родитель, на тему того же насилия. Ну так вот, не думаю что существуют книги рецептов на тему "как стать хорошим родителем", и можно долго говорить о том что насилие - это только сознательный акт... Можно спорить на тему что "от пары подзатыльников еще никто не умер". Но суть не сводится к тому, сколько комнат в доме и сколько в них живет людей, можно или нельзя что-то запрещать ребенку. Речь идет о том как родитель относится к своему ребенку.


Можно выделить ребенку отдельную комнату, завалить ее игрушками от пола до потолка, купить персональный компьютер, записать в музыкалку-художку-секцию карате, ни разу в жизни не поднять на него руку - и все равно постоянно совершать, совершенно неосознанно при этом, акты насилия над психикой ребенка. Эмоционального насилия. Можно жить с ребенком в комнате коммуналки, не иметь возможности лишний раз купить ему мороженое, но вырастить вполне гармоничного взрослого и стать своему взрослому ребенку добрым другом.

Когда мы что-то запрещаем ребенку - мы запрещаем определенное действие. И этот запрет вызывает фрустрацию - и связанную с ней эмоциональную реакцию. Реакция - особенно у маленького ребенка с подвижной нервной системой - может быть сильная, и часто включает в себя гнев и слезы. И очень часто родители запрещают эмоциональную реакцию вместе с самим действием. И именно это страшнее самого запрета во много много раз.

Например, допустим, я мама и мой ребенок играет в песочнице. Он откопал Толстого Земляного Червяка и, логично, захотел его съесть. Ну способ исследования мира на определенном этапе у детей такой. Я запрещаю ему это делать. Его "Хочу" наткнулось на мое "Нельзя", что вызвало крик и слезы, и даже, о ужас, он замахнулся на меня кулачком. Я имею выбор, как поступить с ним в таком случае. Я могу позеленеть от злости и отлупить его, "чтоб неповадно было замахиваться на маму", я могу наорать на него в ответ, я могу сделать вид что ничего не происходит, могу оттащить его за руку из песочницы подальше, могу попытаться его подкупить мороженкой, могу постараться развеселить, "козю-бузю" показать. Могу ребенка высмеять - типа "это что за детские замашки да еще и со слезами! ты же мальчик!" Могу вырвать этого Толстого Земляного Червяка и отбросить в сторону со словами "Фу! Мерзость!"

А еще я могу взять его ручку, опустить кулачок, сесть рядом на корточки, дать ему выразить свои чувства, обнять, сказать, что да, очень обидно, но Червяков есть все-таки нельзя, взять Червяка в руки, объяснить что это такое, что он живой, ему больно и что-то в этом духе. Впрочем, последнее я смогу сделать только если почувствую или осознаю, как интересен ребенку этот несчастный червяк, и что ему действительно больно и обидно переживание моего запрета.

Какой смысл родитель вкладывает в то что он делает для ребенка? Умными словами это называется родительские послания, кстати. В первом случае "Твое "Хочу" не имеет права быть/будет наказано/проигнорировано/является мерзким, а твои чувства запретны и не имеют значения, и должны быть подавлены", во втором "Есть то что делать нельзя, и нормально чувствовать по этому поводу гнев и печаль, а так, на минуточку, твои желания (исследовать мир, в данном случае) можно реализовать другим способом".

Нельзя все время быть внимательным, чутким, заботливым родителем 24/7. Сгоришь моментом. Но тенденции, в принципе, понятны, более того, подмечено, что дети, родители которых со вниманием относятся к их чувствам, желаниям и состояниям со временем начинают так же относиться к собственным родителям, спокойно принимая, например, тот факт что "папа умотался на работе" или "у мамы болит голова". Ну и идут играть в тихие игры, приносят таблетки и т.п. и т.д.

В общем, детей можно дрессировать, можно делать их такими, каким их хочется видеть родителям, можно "наказывать" и можно "развивать", а можно учить их исследовать мир, справляться со своими переживаниями, не игнорируя их и не подавляя, по мере сил помогать им реализовывать их желания и их интересы.

Когда мы вырастаем и взрослеем, мы начинаем осознавать себя как отдельных от родителей личностей, реализовывать свои собственные желания, создавать свои собственные семьи. И эпоха нашего детства и способы, какими наши родители обращались с нашими желаниями и нашими чувствами на самом деле начинают играть очень большую роль. Наши настоящие родители чаще всего уже не имеют над нами власти, не могут нас наказать и не могут нам что-то запретить. Но внутренние-то Родители тут как тут. И уже нам самим решать - слушать их, или нет, и если слушать - то как. Нам решать, как поступать с собственными эмоциями. Это нам приходится справляться с фрустрациями, когда чего-то хочется, но нельзя. И у всех нас есть это право - выбирать, решать, воплощать в жизнь, действовать. Только мы - и никто другой - несем ответственность за то, как мы живем нашу единственную жизнь.

И этот факт во многих случаях оказывается очень сложно осознать. Так оказываются сильны родительские послания в голове, самозапреты на свои хотелки, внутренняя уверенность в том, что желаемое невозможно получить, ну или в том что весь мир и так уже принадлежит нам. Необученные справляться с собственными негативными чувствами, мы или подавляем их до тех пор пока не прорвет фонтаном, или обращаем на самих себя, или изливаем на тех, на кого излить безопасно. Ладно бы на фотографию, прикрепленную к доске для дартса - на собственных детей, жен, подчиненных. Не слышавшие в детстве похвалы обесценивают себя. Или переоценивают. Или самооценка скачет как мячик.

Собственно тут и кроется подстава. В некоем идеальном идеале функция родителя - подготовить ребенка ко взрослой жизни. Ну в смысле научить его разумно воплощать в жизнь его "Хочу" (и вообще это "Хочу" распознавать для начала), справляться с неизбежными фрустрациями, здоровым образом обращаться с собственными чувствами и быть с ними в контакте. А если такого не произошло - или произошло нечто прямо противоположное - то как тут быть? Ну - не научили, и быть может в следствие самых веских причин. Или из самых лучших побуждений. И имеем кучу дефицита. И разных кривых способов этот дефицит восполнить. Да еще и не работающих способов. Ну правда - и как?

Есть такое хорошее и меткое выражение "стать Родителем самому себе". Мы не можем выбрать себе других родителей и заново переписать историю своего детства. Но мы можем взять на себя их функцию по отношению к нашему внутреннему Ребенку. Выслушать самих себя. Найти помощь, если не справляемся с переживаниями сами. Утешить - самих себя - когда больно и несправедливо, и разрешить себе оплакать свои потери. Выбрать, как именно мы будем жить. Выбрать для себя, себе и свое. Помочь себе самому справиться с фрустрацией. Это процесс не быстрый - ведь зачастую наш внутренний Взрослый в нашей тушке не Самый Главный, а то порой вообще забит ногами и отодвинут в угол. Но он есть, и он может многое. И разрешить ему взять бразды управления в свои руки можем только мы сами.

В общем, вот что, по моему мнению, можно сделать.
Начать внимательно относиться к самому себе, выяснять свои внутренние дефициты, осознавать свои желания, отслеживать, особенно в стрессовых ситуациях, свои чувства. ВНИМАНИЕ! Чувства, а не мысли! Чувства - это восторг, радость, удивление, печаль, горе, гнев, вина, обида, страх, ужас, тревога, опасение, восхищение, скука, отвращение, восхищение, приязнь. Мысли - все остальное. Все чувства имеют физиологическую природу и все необходимы, как сигнальная система, оповещающая организм о том, насколько ему вообще нормально находиться в той или иной среде. Определить, на какой именно объект направлены чувства (что является причиной их появления). Найти способ выразить эти чувства - по отношению к объекту, их вызвавшему - безопасным для себя и других живых существ способом.

В момент, когда импульс внутреннего Ребенка уже вырвался наружу, сделать мы уже ничего не можем - "несет". Но мы можем потом дать себе время подумать и осознать "что это было и по поводу чего, собственно, и зачем это было нужно". В общем, по отношению к себе самому можно и нужно проявлять те самые интерес и эмпатию. Часто мы очень хорошо - значительно лучше чем надо - умеем проявлять их по отношению к другим людям, чем по отношению к себе самим. Часто мы стремимся восполнить дефициты любимых близких любой ценой - но совершенно не заботимся о собственных. Часто, когда человека просишь составить список с ответами на вопрос "Кого вы любите и о ком хотели бы заботиться", в нем обнаруживается по 10-15 ответов, но слово "себя" встречается в лучшем случае на предпоследнем месте в списке, где-то перед домашним хомячком - если встречается вообще.

Одна из основных вещей в жизни взрослого, как с моей колокольни, так это его ответственность. За свою жизнь, за себя, за свои поступки. Ответственность не как вина, не как тогда, когда "ответственным за уборку (сиречь крайним и козлом отпущения) назначается", а как авторство. Как решение быть автором собственной жизни. Как решение самому решать, как именно жить дальше. Не идти по натоптанной колее, а выбирать свой путь. И взять эту ответственность порой оказывается самым сложным из всего, что только делал человек в своей жизни.

Но только взяв на себя ответственность любить себя, интересоваться собой, чувствовать себя, заботиться о себе мы можем восполнить наши детские дефициты и найти гармонию - с миром и собой.


От Марии Корниловой

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Профилактика семейных отношений

Сообщение Леля » Сб май 17, 2014 12:35 pm

Можно ли сохранить любовь в браке? Можно ли дожить до золотой свадьбы? Можно ли выйти замуж один раз и навсегда?

Такие вопросы часто приходят — и на тренингах, и на вебинарах, и в почте.

Мой ответ стандартен. Разумеется, можно.

Принципиально сохранение любви больше чем на три года и прочный счастливый брак на всю жизнь — возможны. Надо только знать некоторые особенности человеческого поведения, и эти особенности учитывать.

Сегодня я расскажу вам о простой профилактике части семейных трагедий (разводов, скандалов, ссор). Этот способ вполне доступен подавляющему большинству людей.

Начнём с того, что присутствие близкого человека рядом с нами — приятно. Собственно, он потому и близкий, что нам приятно его присутствие рядом. Или — так тоже можно сказать — он потому и приятный, что близкий.

Вместе с тем, присутствие другого человека в обязательном порядке накладывает на нас некоторые дополнительные задачи. А именно — нужно учитывать его интересы.

Простой пример. Мужчина всю неделю много работал, и в субботу хочет выспаться до вечера. А жена хочет, чтобы они вместе поехали к её родителям — помогать по даче.

И начинается головоломка. Ей уступить? Ему? Кто изменит своё желание, а кто своё реализует? Каждый раз всё решается предельно индивидуально. Как говорится — «в каждой избушке свои погремушки».

Друзья, очень важно понимать: жизнь в паре (и тем более в семье) всегда сопровождается увязыванием своих желаний с желаниями близких. Иначе, как только человек перестаёт увязывать, отношения тут же заканчиваются и чередой идут семейные трагедии.

А если всё время приходится увязывать свои интересны и интересы близких, значит, всё время приходится напрягать извилины и много думать. Приходится сдерживать те или иные порывы. Приходится искать этим порывам более-менее безопасные для окружающих способы выражения.

Что в итоге? Усталость.

Иногда это состояние называют «быт заел». Не в быте дело. Дело в том, что в какой-то момент человек устаёт постоянно утрясать и увязывать. В какой-то момент появляется острое, до боли в зубах, желание распоряжаться своим временем самостоятельно, без оглядки на других.

Иногда такое желание преващается в наваждение и человек не может больше оставаться в семье и рубит шашкой направо-налево, сжигает за собой мосты и посевы. Мне, дескать, всё надоело, я, мол, хочу свободной жизни! Даёшь!!…

Потом, правда, приходит отрезвление, но уже — поздно.

Почему такое желание появляется? Это проявление глубинного (возможно — базового) феномена человека — ключевым условием счастья человека является контроль над собственной жизнью. В ситуации, где постоянно приходится утрясать и увязывать, таковой контроль сильно уменьшается, как вы понимаете.

Как же быть? Как не довести до трагедии, до развода, до чего-нибудь непоправимого.

Ответ на поверхности — заниматься профилактикой. А именно — давать себе «два дня тишины».

Про тишину — это для красного словца, а два дня это совершенно чёткий срок. Поясняю.

Часа или двух, проведённых в уединениии, можно сказать — в одиночестве, человеку редко хватает для восстановления. Ему, как правило, нужно больше. И не дома, пока все твои спят, а где-нибудь в совсем другом месте. На даче, например. В санатории. На курорте. В турпоездке в другом городе.

То есть, буквально — раз в полгода имеет смысл собирать дорожный чемоданчик и убывать на два дня подальше от семьи.

Почему два дня? Чтобы супруг (супруга) не волновались на тему измен. Первые два-три дня (а иногда и четыре), человек просто «отсыхает». Валяется на пляже, ходит по процедурам, спит до умопомрачения, болтается по улицам и глазеет на достопримечательности. Главное, что ничего ни с кем увязывать не надо, время — твоё и только твоё. Контроль за ним — твой полностью. Наконец-то!

Интерес к романтическим приключениям просыпается (если просыпается) только на пятый-шестой дни отдыха в одиночестве.

Получается, что для отдыха двух дней более-менее хватает, а для измены — нет. Профилактика остаётся полезной для брака и при этом — безопасной.

Когда имеет смысл начинать такую профилактику? Общая рекомендация — через три года после свадьбы. В каждом случае, конечно, сроки могут меняться, но в целом — через три года.

У кого есть дети — через год после рождения нужно начинать точно. Более того, для людей «детных» интервалы и длительность вычисляются отдельно.

Ну и последний вопрос — является ли такая профилактика панацеей? Нет, конечно, не является. Но если её не делать, то сохранить любовь гораздо, гораздо, гораздо сложнее.

Профилактируйтесь на здоровье!


От Павла Зыгмантовича


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость