Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Семейные отношения

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Психологическая кастрация. Специально "для девочек"

Сообщение Леля » Сб дек 28, 2013 9:36 am

Я долго думала, выносить ли этот пост в тему, но все-таки решила рискнуть. С одной стороны, к сожалению, это явление встречается чаще, чем хотелось бы. С другой стороны, синдром студента медицинского института 3 курса (когда примеряют на себя все болезни) тоже никто не отменял. Так что... Думайте сами, решайте сами, как относится к этому тексту.

Как однажды сказал в консультации мужчина: " Было бы замечательно, если бы она убрала из нашего общения воспиталки. Может быть я тогда вспомнил бы как это : хотеть ее."( пишу с разрешения, соблюдая принцип анонимности)
Собственно это, девочки, про психологическую кастрацию.
Психологическая кастрация - это когда любимая женщина превращается в училку, воспиталку или контролирующую маму. Секс оттуда убегает далеко и надолго. А в перспективе у такого мужчины( в качестве механизма защиты от кастрации) варианты: 1. спиться, 2. изменять, 3. заболеть неизлечимой болезнью, 4.умереть.
У нее же в перспективе преобразование в фаллическую и одиночество.
Грустно. И да, страшно.


В продолжение к предыдущему посту.
Есть определенные закономерности в динамике пары. Одна из них: там , где женщина присваивает себе роль командирши, она становится неинтересна мужчине, как сексуальный объект.
Более того, в силу бессознательного табу на секс с мамой, женщина , отыгрывающая роль мамы, перестает быть для него сексуальным объектом по факту. Такие ролевые перестановки замораживают в этой паре секс в принципе.
Можно соглашаться с этим или нет, но от этого данная закономерность не исчезнет. Факт.
Возникает вопрос: на основе чего в поведении женщины в паре актуализируются данные ролевые модели - роль воспиталки, училки, контролирующей мамы?
Ответ:
1. Во первых, сам мужчина в силу своей личностной незрелости и неспособности принять ответственность включает в своей партнёрше роль контролирующей мамы и воспитывающей училки,
2. Во- вторых, женщина может усвоить данную ролевую и поведенческую установку из своей родительской семьи. В теории объектных отношений существует такое понятие: внутренняя пара. Внутренняя пара - это интериоризированный в психику абсолютно каждого человека образ ( модель) взаимоотношений мужчины и женщины; это психическая структура, формирующаяся на основе опыта ребёнка, воспринимающего модель взаимоотношений своих родителей. И если перед глазами маленькой девочки был всегда образ мамы " командирши", которая большую часть времени пилит, поучает и воспитывает своего мужа - то какая модель внутренней пары интериоризируется в психику этой девочки? Правильно: это будет модель - мужчина беспомощное инфантильное существо, а миссия жены воспитывать, поучать, корректировать его ошибки. Быть мамой.
По сути вот этот вот нескончаемый воспитательный процесс, ( когда женщина трахает мозг своему мужу) - это и есть извращенная форма секса в такой паре. (" Поругались, и пришло облегчение, разрядка подобно оргазму, словно сексом во время ругани позанимались")
3. Ещё один источник данной ролевой модели - идентификация девочки с фаллической женщиной. Причём в образе фаллической женщины может быть не обязательно мама - это может быть бабушка, вечно пилящая своего мужа у внучки на глазах, тётя, которая на глазах у девочки обесценивает мужчин и т.д.
И последний закономерный вопрос:
как с этим жить и что с этим делать?
Разговаривать друг с другом.Семейные терапевты уже давно экспериментально установили и доказали: чем больше разделённой, проговоренной вслух друг для друга информации - тем больше доверия, интимности, благополучия в паре.
В частности Анна Яковлена Варга в качестве одного из факторов укрепляющих отношения в паре называет:
Оптимальное количество разделенной информации.
"Для переживания близости, доверия и комфорта в совместной жизни у людей, живущих вместе, должно быть ощущение, что они знают друг о друге определенное количество и базовой (про прошлое человека, значимые события в его жизни, его родственников, друзей, коллег), и текущей информации (про то, как прошел день, как человек себя чувствует, как он относится к своему партнеру). Опытным путем люди приходят к определению этого количества информации и к пониманию приоритетов в этой зоне – того, о чем следует сообщать в первую очередь"
Разговаривайте, друзья. Много. Долго. Конкретно. О своих переживаниях в отношениях, о своих ожиданиях в отношениях. Разговаривайте, опираясь на " Я чувствую..", вместо:" Ты, такой сякой ( далее по списку)..."
Разговаривайте, вместо того, чтобы подменять эмоциональную и физическую близость комплексом манипулятивных воспитательных мер.


Из ЖЖ amelli39
http://ameli39.livejournal.com/1153568.html
http://ameli39.livejournal.com/1154114.html
Комментарии к первой ссылке тоже весьма интересны.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Я и мама

Сообщение Леля » Пн янв 06, 2014 10:21 am

Но это не совсем про семейные отношения. Это немного больше.

Ребенок рождается и долгое время остается в полной зависимости от мамы. Ее влияние на него почти безгранично. Ребенок перенимает мамины жесты, мимику, интонации.
В процессе отделения от мамы (сепарации) ребенок начинает формировать свое, отличное от маминого. Однако степень влияния остается высокой. И разные чувства у ребенка это влияние, мамино поведение может вызывать.
То, как мама ведет себя с ребенком, как обходится с его чувствами, одним словом - их стиль взаимодействия остается со взрослым надолго. Влияние мамы отражается на детском характере. А также формирует Внутреннего критика, который зачастую вместо поддерживающей роли занимает роль Бичевателя.
И вот этот стиль взаимодействия с людьми, усвоенный в общении с мамой, мы переносим в отношения с Другими, будучи уже взрослым. И зачастую сталкиваемся с тем, что стиль-то не подходящий.
Это хорошая точка, чтобы оглянуться назад. И задать себе вопросы: могу ли я испытывать и выражать любые чувства к моей маме или какие-то чувства являются запретными? Как отражается на мне мамино влияние – все ли мне подходит или от чего-то хотелось избавиться (от мнений, установок, идей, картины мира)? Дружно ли я живу со своим Внутренним критиком или он трепет мне нервы и пьет мою кровь? Что мешает мне в отношениях с Другими и не коренится ли эта сложность в стиле взаимодействия с моей мамой?

Изображение

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

А Вы кричите на детей?

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 2:52 pm

Я дорожу теми заметками, которые я получаю от своих детей, будь то каракули, нацарапанные маркером на желтых стикерах, или слова, написанные каллиграфическим почерком на линованной бумаге. Но стихотворение, которое я получила недавно в День Матери от своей 9-летней дочери было особенно значимым для меня. В самом деле, первая строчка этого стихотворения заставила меня почувствовать, как теплые слезы катятся по моим щекам.

“Важно то, что… мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.”

Но, должна вам признаться, это не всегда было так.

На пике моей совершенно сумасшедшей жизни я начала практиковать то, что весьма отличалось от того, как я вела себя раньше. Я начала кричать. Это случалось не часто, но это было экстремально - словно перекаченный воздушный шарик, который внезапно лопается и заставляет всех в зоне слышимости вздрогнуть от страха.

Итак, в какие же моменты мои тогда 3-летняя и 6-летняя девочки, заставляли меня терять терпение? В тот момент, когда одна из них настаивала на том, чтобы вернуться и взять с собой еще три ожерелья из бисера и ее любимые розовые очки, когда мы уже опаздывали? Или тогда, когда другая пыталась насыпать сама себе хлопья и вывалила всю коробку на кухонный стол? Или же когда она уронила и разбила моего особого стеклянного ангела, к которому я просила не прикасаться? Или когда она, словно профессионал, боролась со сном, когда мне так нужны были мир и покой? Или тогда, когда они вдвоем боролись за нелепые вещи: кто и как будет первым выходить из машины или кто из них получит больше сладкого соуса для мороженного?

Да, именно эти вещи - обычные оплошности и типичные детские проблемы и отношения раздражали меня до такой степени, что я теряла контроль над собой.

Мне нелегко было написать это предложение. И мне было нелегко пережить это время в моей жизни, потому что, по правде говоря, я ненавидела себя в эти моменты. Что же произошло со мной, что мне нужно было кричать на двух драгоценных маленьких людей, которых я любила больше жизни?

Позвольте мне рассказать вам об этом.

О моем безумии.

Чрезмерное использование мобильных телефонов, перегруженность обязательствами, многостраничные списки дел, и стремление к совершенству поглотили меня. И то, что я кричала на людей, которых я любила, было прямым следствием потери контроля над своей жизнью.

Неизбежно, я должна была где-то развалиться. Поэтому я разваливалась за закрытыми дверьми в компании людей, которые для меня важнее всего.

Пока не настал тот роковой день.

Моя старшая дочь стояла на табуретке и пыталась что-то достать из кладовой, как вдруг она случайно уронила целый пакет риса на пол. Когда миллион мельчайших крупинок словно дождь рассыпались по полу, на глазах моей девочки стали наворачиваться слезы. И вот тогда я увидела Это - страх в ее глазах, когда она приготовилась к тираде ее матери.

Она боится меня, подумала я, и это было наиболее болезненное понимание, какое только можно вообразить. Мой шестилетний ребенок боится моей реакции на ее невинную ошибку.

С глубокой скорбью, я поняла, что не была той матерью, какой бы я хотела быть для своих детей. И это не было тем, как я хотела бы прожить остаток своей жизни.

В течение нескольких недель после этого эпизода, у меня был Срыв-Прорыв - тот момент болезненного осознавания, который и побудил меня встать на Hands Free-путь, чтобы отпустить ежедневные отвлекающие дела и понять, что действительно имеет для меня значение*. Это было два с половиной года назад - два с половиной года на то, чтобы постепенного сократить избыток электронного безумия в моей жизни ... два с половиной года на то, чтобы освободить себя от недостижимого Эталона совершенства и социального давления, призывающего “все успевать”. Как только внутренней и внешней суеты стало меньше, гнев и напряжение, накопившиеся внутри меня, стали медленно рассеиваться. Со снижением нагрузки, я стала в состоянии реагировать на детские ошибки и прегрешения более спокойно, сострадательно и разумно.

Я могла сказать что-то вроде: “Это просто шоколадный сироп. Ты можешь стереть его, и столешница будет как новенькая.”

(Вместо того, чтобы издать раздраженный вздох, и закатить глаза.)

Я предложила поддержать метлу в то время, как она подметала море из хлопьев, покрывающих пол.

(Вместо того, чтобы стоять над ней с выражением неодобрения и крайнего раздражения.)

Я помогла ей подумать, где она могла бы оставить свои очки.

(Вместо того, чтобы стыдить ее за безответственность.)

И в моменты, когда огромная усталость и непрекращающееся нытье собирались взять надо мной верх, я шла в ванную, закрывала дверь, и давала себе время, чтобы выдохнуть и напомнить себе, что они - дети, и дети совершают ошибки. Как и я.

И с течением времени, страх, который вспыхивал в глазах моих детей в моменты неприятностей, исчез. И слава Богу, я стала пристанищем в их беде, а не врагом, от которого нужно бежать и прятаться.

Я не уверена, что написала бы об этих глубоких преобразованиях, если бы не инцидент, который произошел в прошлый понедельник после обеда. В тот момент, я вновь почувствовала вкус перегруженной жизни, и желание кричать был на кончике моего языка. Я приближалась к заключительным главам книги, над которой я сейчас работаю, и мой компьютер завис. Внезапно правки целых трех глав исчезли у меня на глазах. Я провела несколько минут лихорадочно пытаясь восстановить последнюю версию рукописи.

Когда это не сработало, я обратилась к резервному копированию, только чтобы обнаружить, что и там возникла какая-то ошибка. Когда я поняла, что та работа, которую я сделала для этих трех глав никогда не восстановится, мне хотелось плакать, и даже более - я была в ярости.

Но я не могла себе этого позволить, потому что подошло время забрать детей из школы и вести их на занятия по плаванию. С большой осторожностью, я спокойно закрыла ноутбук и напомнила себе, что в жизни могут быть гораздо, гораздо более серьезные проблемы, чем переписывание этих глав. Затем я сказал себе, что не было абсолютно ничего, что я могла бы сделать с этой проблемой прямо сейчас.

Когда мои дети сели в машину, они сразу же поняли - что-то не так. “Что с тобой, мама?” - спросили они в унисон бросив мимолетный взгляд на мое пепельное лицо.

Я чувствовала, как мне хочется закричать: “Я потеряла три дня работы над своей книгой!”

Я чувствовала, как мне хочется ударить по рулю кулаком, потому что, находиться в машине - было последним местом, где я хотела бы быть в тот момент. Я хотела вернуться домой и исправить свою книгу, а не вести детей на плавание, отжимать мокрые купальники, расчесывать спутанные волосы, готовить обед, мыть посуду и укладывать всех в постель.

Но вместо этого я спокойно сказала: “У меня возникли небольшие проблемы прямо сейчас. Я потеряла часть моей книги. И я не хочу разговаривать, потому что я чувствую себя очень расстроенной.”

“Мы сожалеем,” – сказала старшая за них обеих. И затем, как если бы они знали, что мне необходимо пространство, они молчали всю дорогу до бассейна. Мы продолжили тот день, и, хотя я был более тихой, чем обычно, я не кричала и изо всех сил старалась воздерживаться от мыслей о проблеме с книгой.

Наконец, в тот день было почти все сделано. Я уложила младшую дочь в кровать и легла рядом со старшей. У нас было Время Ночного Разговора.

“Ты думаешь, тебе удастся вернуть свои главы обратно?”, – спросила она тихо.

И вот тогда я начала плакать - не столько о трех главах, я знала, что они могут быть переписаны. Мои слезы были больше связаны с усталостью и опустошением от написания и редактирования книги. Ведь, я была так близка к завершению. И то, что оно вдруг сорвалось - был невероятным разочарованием.

К моему удивлению, моя девочка потянулась и мягко погладила мои волосы. Она сказала обнадеживающие слова, вроде: “Компьютеры могут быть такими расстраивающими”, и “я могла бы посмотреть, не смогу ли я найти эту резервную копию.” И, наконец: “Мама, ты справишься. Ты самый лучший писатель, я знаю” и “Я помогу тебе так, как смогу.”

Во время моей “беды”, она была тем терпеливым и сострадательным вдохновителем, который не думал добивать меня, когда я и так уже упала.

Мой ребенок не научился бы этому чуткому отклику, если бы я оставалась крикуньей. Потому что крик разрывает связь; он заставляет людей отдаляться, вместо того, чтобы подойти поближе.

“Важно то, что ... моя мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.”

Мой ребенок написал это обо мне, как о женщине, которая прошла через сложный период, которым она не гордится, но благодаря которому она многому научилась. И в ее словах, я вижу надежду для других.

Важно то, что ... никогда не слишком поздно, чтобы перестать кричать.

Важно то, что… дети прощают, особенно если они видят, что человек, которого они любят, пытается измениться.

Важно то, что... жизнь слишком коротка, чтобы расстраиваться из-за рассыпанных хлопьев и разбросанной обуви.

Важно то, что ... неважно, что случилось вчера, сегодня уже новый день.

Сегодня мы можем выбрать спокойный ответ.

И, поступая так, мы сможем научить наших детей, что мир и спокойствие строят мосты - мосты, которые могут перенести нас через беду.

Автор Rachel Macy Stafford's

*это ссылка на описание того, как родился блог автора Hands Free Mama. Рейчел пишет, что была очень занятой и успешной, и все восхищались тем, как ей все удается. Вот только в какой-то момент она заметила, что все эти дела просто отвлекают ее от главного, и за ними она упускает по-настоящему важные для себя вещи. И тогда она решила встать на путь Hands Free:

“В том же ключе, как отвлекающийся водитель использует hands-free-оборудование, позволяющее сохранять фокусировку на вождении, я решила использовать идею "Hands Free" и в жизни.

В течение последних трех лет, я в некотором смысле ежедневно практиковала это, отпуская "ежедневные отвлекающие дела" и размещая свой фокус на ком-то или чем-то для меня действительно значимом. Результаты были глубокими. В самом деле, впервые в жизни я не чувствую, что я постоянно пытаюсь наверстать упущенное. Я не чувствую тревоги или напряжения. Я более терпелива, более спонтанна и больше связана с моей семьей, чем когда-либо. Я наблюдаю и переживаю простые, радостные вещи вокруг себя, которые я не замечала раньше. Теперь я свободна, чтобы понять, что действительно имеет значение. И именно потому, что этот опыт был слишком хорош, чтобы не поделиться, я делюсь своим путешествием Hands Free Mama с вами.”


Из ЖЖ психолога Анны

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

О послушном ребенке. И психосоматике

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 4:49 pm

В недрах белорусской культуры затерялось очень хорошее выражение, которое я очень люблю: "добрае тое дзiця, што пойдзе плачучы, а вернецца скачучы", то бишь в переводе - хороший тот ребенок, который уйдет в слезах, а вернется, приплясывая.
Сие выражение отражает динамичность, реактивность здоровой психики, соответственно - потенциал ее адаптивности, ибо и среда динамична.

Есть и другое устойчивое выражение в нашей культуре: "послушный ребенок" (тм).

Давайте задумаемся: какого ребенка мы назовем послушным? Первое, что приходит на ум - это ребенок, который слушается. И, как марионетка на ниточках, исполняет, что сказано.
Но это не так.

Назовем ли мы послушным того ребенка, который таки сделает, что сказали, но будет сопротивляться, упираться, отказываться, закатит истерику, и лишь только потом - сделает? Нет, не назовем: какой он нафиг послушный, это какая-то педагогическая неудача.

И вот тут важно: послушным ребенком мы назовем все же того, который демонстрирует нам сугубо позитив. Который не только делает, что сказано, но и исполняет это с сугубо радостной физиономией, не высказывая никакой напряженности, и вообще - молодцом! От то ж - ребенок!!

Теперь далее. Эмоция, любая, есть не более чем индикатор. Лампочка, 2 штуки, красная и зеленая, которые загораются и показывают нам, имеем ли мы то, что хотим. Не имеем - красная лампочка, то есть все возможные эмоции негативного спектра, имеем - зеленая лампочка, соответственно, то есть позитивные эмоции.

Можно ли сказать, что желания родителя и ребенка всегда так удачно совпадают, что ребенок всегда имеет именно то, что хочет, и от этого всегда позитивный? Конечно, нет.
Можно ли сказать, что ребенок обладает мудростью Будды и способен любую ситуацию так переконфигурировать в своих мозгах, чтоб увидеть в ней позитив? Конечно, нет.

Соответственно: ребенок в любом случае испытывает, и будет испытывать время от времени, никуда не денется, негативные эмоции.

Соответственно, вопрос: как же получается то чудо, которое мы называем "послушный ребенок"? Которое нас не раздражает, а все время улыбается и машет.

Единственный вариант: ребенок смекает, что это выгодно - не демонстрировать негатив. За позитив - награждается печенькой, за негатив - регулярно прилетает: оно мне надо?

Так и получается послушный ребенок. Он, испытывая негативные эмоции, просто их не показывает.

И оно, конечно, очень удобно для родителей: ангелочек ты наш. Не напрягаешь. Но милосердный родитель мог бы призадуматься не только о собственном комфорте, но и о будущем комфорте чада. Ибо от такого развитого послушания - прямая дорога к формированию в не так уж отдаленном будущем так называемых психосоматических проблем, самой знаменитой из которых является, пожалуй, та самая вегетососудистая дистония. Когда по всем параметрам вроде как и здоров. А при этом тут тянет, там колет, здесь болит, голова кружится, обмороки накатывают, давление то прыгает, то падает, сердце стучит, в пот бросает, и всякое такое.

Но как из такой отчаянной демонстрации позитивности образуется весь этот дерибас, все эти психосоматозы - то уже отдельный разговор. И поэтому об этом я напишу в следующем посте.

Ибо собираюсь я тут на пару с девочкой, кандидатом медицинских наук, начинать отдельный проект в этом журнальчике - проект вспомоществования всем этим страдальцам от ВСД и прочих психосоматозов, имя которым - легион. Реально легион: по данным различных исследований - как минимум 30 %, обращающихся к врачам на первичный прием, не болеют ничем, кроме раздолбанности нервной системы и от этого раздолбанностью организма. А по самым отчаянным данным, таковых - под 70 %.
И они нигде не могут найти никакой толковой помощи зачастую. Несмотря на все свои попытки. Ибо медики смотрят в прибор и говорят: да ты здоров, не дури голову занятому человеку и иди отсюдова домой быстро! А у него тут колет, а там тянет, а вот тут вообще трындец, и он-то может, конечно, и здоров, но по осчусчениям - болен, и жить ему неудобно. А психологи зачастую несут феерическую просто пургу, тем более еще, что и медицинским образованием ни разу не обладают.
И попытки найти в такой ситуации хоть какую-то вменяемую помощь напоминают какую-то черную дыру, которая всасывает в себя время, ресурсы, нервы и черт знает, что еще.

Вот поэтому мы и решили объединить две наши светлые и ясные головы, медицинскую и психологическую, - качество моей головы тут всем известно, а за ум медицинской головы я ручаюсь лично, абы с кем не связывался бы, - и будем помаленечку разъяснять вопрос. Продолжение следует :)


От Сергея Шварацкого

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

О послушном ребенке. И психосоматике. Часть 2

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 4:50 pm

Многие люди очень заблуждаются по поводу эмоций. Люди считают, что эмоции - это вот эти вот субъективные переживания грусти, радости и так далее, которые мы испытываем, - и только лишь.
На самом деле, это совершенно не так.

Вот эти вот наши субъективные переживания - это не более чем дополнительная опция. Не так уж существенная опция. И нашлепнутая природой сверху для того, чтобы нам было удобнее пользоваться инструментом выживания под названием "эмоции".
А сама эмоция - это нечто иное.
И этот момент исключительно важно хорошо уяснить для себя, если вы хотите понять, как же у нас образуются психосоматические заболевания, такие как ВСД, гипертония, астма, язва и так далее.

И соответственно: что же такое эмоция? Обратимся к определению, данному Робертом Плутчиком, одним из крупнейших авторитетов в данной области: "The later part of the emotion process is a bodily response, for example, changes in heart rate, skin conductance, and facial expression". Или, в более общем виде, и по-русски: "эмоция есть комплексная соматическая реакция, сопряженная с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов".

То есть на самом деле, когда мы испытываем какую-нибудь эмоцию, - это в первую очередь означает то, что срабатывает наше тело. Срабатывают наши мышцы и внутренние органы, которые обеспечивают работу мышц. А вот эти вот наши субъективные переживания - еще раз, не более чем нашлепочка сверху. Крутелочка такая, чтоб подрегулировать, чтоб поудобнее было.

Почему так? Потому что в те древние времена, когда мы, такие умные люди, на планете Земля еще даже в планах не присутствовали, эволюция уже как-то пыталась решить вопрос выживания организмов. Ей надо было, чтоб организм плодился и размножался. А для того, чтобы в один прекрасный день этот прекрасный процесс случился - надо хотя бы как минимум дожить до этого дня.

Решение этой задачи эволюция разбила на две части.
Для того, чтобы дожить - надо уберечься от опасностей. А для того, чтобы уберечься от опасностей - надо, во-первых, разобраться, что тут вокруг и чем опасно.
Но этого недостаточно. Ибо то, что организм как-то сообразил, что в том месте, где он находится, камни в голову летят - это, конечно, хорошо. Но это ж полдела. Теперь же надо бы как-то с этого места убраться. Толку-то, если организм соображает, что тут такие вот риски, но продолжает в этом месте находиться, пока камни ему голову не разнесут: знать, судьба такая.

И вот для решения второй задачи - еще на самых древнейших этапах эволюции и был у организма сформирован механизм эмоции! Которая эмоция и формировала в организме некий общий импульс, некий порыв убраться нафиг с опасного места. А для этого, естественно, необходимо включить в работу мышцы. А также и внутренние органы, обеспечивающие работу этих самых мышц.

И вот это именно и есть эмоция, с древнейших еще времен: порыв что-то делать, автоматически задействующий мышцы и внутренние органы.

И эмоция функционирует именно так и до сих пор, и у нас с вами. Потому что работает этот простой механизм уже миллионы лет. А тонкость нашей душевной организации началась - ну пару тысяч лет назад. И совершенно очевидно, что перевешивает на этих весах. И подтверждение тому мы можем увидеть в базовой организации нашей нервной системы, которая заточена на то, чтоб исполнять по сути всего лишь две функции: активизировать. И расслаблять. Активизировать для того, чтоб избежать неудовольствий. И расслабить для того, чтоб копить ресурсы для этой активизации.

А некая тонкость чувства, еще раз, - это не более чем нашлепочка сверху, крутелочка, чтоб активизироваться ловчее и уместнее. Если получится.

Переходим дальше. В предыдущем посте я писал, что не в меру послушное дитя наловчается не демонстрировать свои негативные эмоции. И уточнял, что оное дитя в силу возраста не обладает просветлением Будды и не способно пересматривать свое видение ситуации так, чтоб испытывать сугубый позитив - оно именно что не демонстрирует негатив.

А теперь из сказанного выше понятно, что у оного дитяти при этом мышечные эмоциональные реакции, а также и реакции внутренних органов, обеспечивающих работу мышц - идут постоянно. Если эмоция ребенку скомандовала орать и драться - он, может, и будет сидеть на стуле спокойно, улыбаясь радостно, демонстрируя благостный вид всем заинтересованным лицам, справится с таким актерством.

Но мышцы спины у него напрягутся. Но сердчишко у него будет стучать. Периферические сосуды у него сожмутся. Иммунная система снизит свою активность. И прочий классический набор тех реакций организма, который включается в момент активации.
Потому что эмоция ему приказывает орать и драться. А внутренние органы обеспечивают исполнение этого приказа.

Теперь следующий вопрос. Как думаете, почтеннейшая аудитория - если ребенок исключительно послушен и только лишь демонстрирует родителям благостное выражение ангельского личика, чтоб не прилетело - какие есть шансы на то, что недовольства ребенка будут вскорости учтены, и проблемы, которые вызывают эти недовольства, будут как-то разрешены? Я думаю, что шансы ребенка невелики. Хотя бы потому что родители, воспитавшие очень послушного ребенка, могут даже и не догадываться о наличии каких-то там проблем - ведь перед ними всегда ангельское личико. А сам ребенок решить свои проблемы затруднится, на то он и ребенок.

Соответственно, мы имеем хроническую мышечную активацию, хроническую активацию внутренних органов. Говоря иначе, мышцы и органы тела работают без отдыха, не разгибаясь. Ну, или с недостаточным количеством отдыха.

А что у нас получается в результате? В результате рано или поздно организм начинает попросту не справляться восстанавливаться - не успевает. Это подразумевает то, что органы перестают получать необходимое им для работы количество веществ. Это означает то, что органы начинают недостаточно качественно исполнять свою функцию. А некачественное исполнение органом своей функции и называется уже в медицине не чем иным, нежели болезнью. То бишь какие бы болезни вам в голову не пришли - от какого-нибудь ОРВИ до какого-нибудь прострела в пояснице - это все так или иначе некачественное исполнение органом своей функции. Ну или группой органов.

Вот такая вот история. Но ее надо еще и завершить.

Когда растущий чрезмерно послушный ребенок хронически испытывает эмоциональный негатив - он рано или поздно попросту перестает его замечать. Он постепенно привыкает к нему, а наша психика устроена так, что обращаем мы внимание в первую очередь на новизну. Потом идут месяцы, потом идут годы.
И вот теперь уже очень послушный взрослый, который когда-то был очень послушным ребенком, в силу сформировавшейся когда-то привычки не обращать внимания на имеющиеся у него негативные чувства - он зачастую даже и не в курсе того, что у него эти самые негативные чувства имеются.
Кажется взрослому, что он бодр, весел и позитивен. Но на самом деле он просто давно отвык замечать за собой негатив. А этого негатива у него там внутри - огромный сугроб. Натурально как в том фильме: "Суслика видишь? Нет? А он - есть!".

Называется такой душевный склад в психологии алекситимией. И эти самые алекситимики зачастую и узнают о том, что у них есть вообще негативные эмоции, только по тому, что у них почему-то глаз дергается и сердце колотится (вот та самая мышечная эмоциональная реакция и реакция внутренних органов). Да и то: это им еще объяснить сначала надо, хорошенько так объяснить, что это они разволновались. А потом им надо еще привыкнуть к этой идее. А потом еще очень постепенно научиться отдавать себе отчет в своих эмоциях. А до этого они искренне убеждены: да я, доктор, блин, бодр и весел!! А глаз у меня дергается и сердце стучит - это потому что, доктор, я заболел чем-то ужасным.

Сегодня на этом все, до новых встреч в эфире, продолжение следует.


Из ЖЖ Сергея Шварацкого

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Семья. Жить вместе нельзя разойтись

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 4:59 pm

Большое интервью с Анной Варгой
"Замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть", говорит народная мудрость. Почему в семейной жизни все так часто бывает сложно? Почему в семье возникают проблемы? И есть ли, в конце концов, способы сделать свою семейную жизнь счастливой? Эти вопросы мы задали замечательному семейному психотерапевту Анне Яковлевне Варге.
Изображение
Анна Яковлевна Варга - психотерапевт, кандидат психологических наук, Член Международной ассоциации семейной терапии (International Family Therapy Association), Член Европейской ассоциации психотерапевтов (European Association of Psychotherapists), Председатель правления Общества семейных консультантов и пcихoтepaпeвтoв, Заведующая Кафедрой системной семейной психотерапии ИППиП:

Почему люди создают семьи? Почему для человека столь необходимо и естественно жить с кем-то и делить с ним свою судьбу?

Анна Варга: Мне кажется, что это «видоспецифическая» особенность человека. Человек - «стадное животное». Во все времена и в любых культурах люди жили группами, родами, трайбами, тейпами, племенами, сообществами и, в частности, семьями. Как любые приматы, человек страдает от одиночества, ему хорошо вместе с другими себе подобными. Семья - это просто разновидность инстинктивного стремления человека быть в сообществе. При этом люди не моногамны и не моноандричны, если можно так выразиться. Варианты семейного устройства многочисленны - один мужчина, пара, тройка женщин, дети, у которых не одна мама- вот мусульманская семья. Один мужчина - одна женщина, общие дети -классическая христианская семья. Муж, жена, дети до определенного момента, затем мужчина уходит и живет отдельно - вариант индуистской семьи. Этнологи описывали общества, где семья состоит из одной женщины и ее нескольких мужей. Сейчас виды семей быстро меняются: бинуклеарная семья - когда мама и папа развелись, живут с другими партнерами, есть дети от старых отношений, от новых отношений, детей не бросают. Гомосексуальная семья с приемными детьми, бездетная семья.

Говорят, что выбор супруга часто бывает очень логичным. В чем состоит эта логика?

Анна Варга: У всех людей есть определенные психологические потребности, которые они «замышляют» реализовать в близких отношениях. Понятно, что это не холодный расчет, который уместен для реализации материальных потребностей. Это какое-то предчувствие, психоаналитик сказали бы, что это бессознательные потребности. Если человек, общаясь с другим, понимает, что его психологические потребности в определенной степени реализуются, то он стремится к этим отношениям, радуется, успокаивается и т.п. Зарождается любовь, но о ней в ответе на следующий вопрос. Здесь же я хочу привести пару примеров такой логики выбора. Простая логика, которая встречается часто, но редко дает хороший результат: найти такого человека, который спасет от одиночества. Чтобы быть в этом уверенным(ой), надо найти такого человека, который будет очень в тебе нуждаться, ни за что не бросит. Кто бы это мог быть? Тот, для кого ты будешь завидным козырным партнером. А если ты сам в себе не уверен, то на эту роль подойдет такой человек, которого ты будешь считать гораздо хуже себя, совсем «замухрышкой». Значит, берем одну «замухрышку» и делаем ей или ему честь. Тут начинается история про логику «замухрышки». Она ровно такая же, симметричная. Только этот «замухрышка» считает козырным именно себя, а своего партнера – «замухрышкой». Это союз людей, которые ищут спасения от одиночества, обладают неуверенностью в себе и недоверием к людям. Они вместе, но они не уважают друг друга, и каждый считает, что сделал честь другому. Любовь в этом случае вырождается в борьбу за власть и решение вопроса о том, кто же реальный замухрышка. Кстати, такие союзы бывают очень прочными, только несчастливыми.

Еще одна частая и простая логика: найти того, кто поможет отсепарироваться от родителей. Здесь главное понять, что твой партнер не по зубам твоим родителям. Параметры могут быть разными – например, ищется человек, который не спасует, не испугается, не начнет подлизываться перед мамой-папой. Часто кажется, что этот человек найдется в другом социальном слое. Или гораздо старше, или требовательный и скандальный, ревнивый. А этот партнер, чтобы исполнить свое предназначение, так же должен иметь «комплементарные» потребности – например, желать реализовать себя как спасателя. Он помогает отделяться от родителей благодаря тому, что видит родителей любимой или любимого монстрами, которые обижают и используют несчастного (ую). В общем, он сначала - агент сепарации, а потом, по прошествии времени - деспот и тиран. Если сепарация началась, то можно с ним или с ней развестись, к родителям не вернуться, и выпустить на сцену жизни другую психологическую потребность. На самом деле таких логик очень много, их вычислять увлекательно.

Если есть логика, то значит - нет любви?

Анна Варга: Нет, не значит. Просто это другая плоскость жизни. Любовь - это определенная способность человека давать, в широком смысле слова, заботиться, испытывать нежные теплые чувства и восхищаться. Любовь неспецифическое чувство, может быть направлена на многих - на детей, на друзей, на родителей, на супругов и т.п. Когда возникают отношения, психологические потребности начинают реализовываться. Людям становится хорошо друг с другом, глаз радуется, тело наслаждается, тревога уходит, доверие растет - тогда человек может направить в эту сторону свою способность любить. Вот вам и любовь.

Почему вдруг семейная жизнь дает трещину?

Анна Варга:
Никогда не вдруг. Трещина возникает постепенно. Накапливаются отрицательные чувства: злость, обида, страдание. Они бывают в каждых близких отношениях. Они могут разрушать семейную жизнь, если супругам не удается про эти чувства, историю их появления и т.п. пообщаться, и принять такие решения, которые позволят уменьшить поводы и причины. Здесь есть определенные градации: допустим, один из пары обижается и сердится, но скрывает это. Трещины не миновать, потому что, как известно, травма начинается с молчания. Он будет травмирован, при этом первым делом пострадают сексуальные отношения, потому что они очень чутко на все реагируют. Следом портятся отношения вообще.

Возможный шаг к конструктиву: человек рассказывает про свои отрицательные эмоции. Допустим, он очень просветленный, рассказывает без упрека, дверями не хлопает, не скандалит. Происходит такой нормальный, вдумчивый разговор. В ходе этого разговора, тот, кто страдал, получает утешение, понимание, убеждается, что не было никакой злонамеренности. Все, не будет никакой трещины.
Бывает и так, что люди все обсудили, порешали, но столкнулись с неразрешимым противоречием:
- Я тебя ревную к твоему ребенку, не хочу, чтобы ты столько времени и сил отдавал ему.
-Все понимаю, но не смогу делать так, как ты хочешь.
Здесь трещина необязательна. В браке полно неразрешимых противоречий. Главное - их видеть, фиксировать и жить дальше. Хорошо работает система компенсаций. «Ты много времени уделяешь детям, я от этого страдаю, но мне будет легче, если :
а) один вечер в неделю мы будем ходить в ресторан; б) парочка дополнительных искрометных сексуальных актов и т.п». Очень важно, когда тот, кто обижается и страдает, берет на себя ответственность понять, что его партнер может сделать, чтобы облегчить страдание. Если позиция другая: ты меня обидел, ты и давай старайся, искупай и заглаживай - то трещина будет.

Почему некоторым удается быть счастливыми в браке, а некоторым нет. Это вопрос везения?


Анна Варга: Нет, это не вопрос везения. Это вопрос субъективной оценки. Люди могут считать себя счастливыми в браке, притом, что на посторонний взгляд
их жизнь может выглядеть небезоблачной. Критерии удачного брака разные.
Есть непреложный критерий: людям хорошо друг с другом, если:
им нравится проводить время вместе больше, чем порознь, они часто одновременно испытывают удовольствие в самом широком смысле слова, они много знают друг о друге и не жалеют об этом, им нравится представлять себя как пару в обществе.
Это состояние отношений достигается разными путями, но и здесь есть универсальное - хорошие пары без страха и сомнений разговаривают друг с другом о самом конфликтном. Они не жалеют на это время и добиваются компромиссов, сколько бы сил это не потребовало бы. Они открыты и искренни друг с другом и знают, что их партнер справится с любой информацией без ущерба для отношений, за исключением той информации, которая подразумевает разрушение брачного контракта.
Например, если в психологический брачный контракт входит пункт о супружеской верности, то информация об измене может быть опасной для отношений.

Каковы самые распространенные проблемы в браке?


Анна Варга: Все, которые возникают при переходе с одной стадии стадии жизненного цикла семьи на другой жизненного цикла семьи на другой.

Можно ли что-то заранее предпринять, чтобы не допустить этих проблем?

Анна Варга: Нет, нельзя. Эти проблемы нормальны для брака, как ветрянка для
ребенка.

Стоит ли идти к психологу, если у семьи проблемы?


Анна Варга: Конечно, и сразу. Тогда оспинок не останется, только гладкая кожица.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Семья и нарциссизм в современном обществе

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 5:00 pm

Известно и распространено утверждение о том, что семья - это система. Даже вон наиболее популярной разновидностью семейной психотерапии на сегодняшний день является системная семейная психотерапия.

Хотя бы краем уха, действительно, об этом слыхали многие. Но не многие - ну, хотя бы вот в силу привычки людей современного информационного социума весьма бегло и поверхностно, по верхам ознакамливаться с поступающей информацией, - хорошо поняли, что это значит. А тут есть один крайне поучительный момент.

Дело в том, что система формируется на основании того, что у объединения элементов, в нее входящих, появляется некое новое управляющее свойство, не присущее этим элементам, и к простой сумме качеств этих элементов не сводимое. Формируется оно на основании ограничения степеней свободы функционирования элементов и обладает иерархически управляющим качеством.

Говоря иначе, когда люди образуют семью - в ходе их взаимодействия образуется некая система правил, подчиняясь которой, им приходится ограничивать самих себя. Засовывать себе в жопу, прямо говоря, собственные уникальные индивидуальности, желания и потребности в этом стереотипном взаимодействии. Более того: если этого не произойдет - семья развалится нафиг. И более того: большинство из этих образующихся стереотипов взаимодействия остаются для них неведомыми, остаются ими непонятыми (несводимость к сумме).

И последнее - максимально важно. Ибо оно зачастую означает склонность к подчинению неизвестно зачем, непонятно почему, не очень понятно, чему. Просто потому что так надо. Просто потому что есть общее, ради которого засовывается в ту самую жопу личное, и все тут.

Нарастание же нарциссичности в современном социуме давно уже стало притчей во языцех, о которой трубят уже на всех углах, вплоть до журналов типа "Таймс". А нарциссичность - это Я. А функция всех прочих проста - только подтвердить мое Я. Даже та самая знаменитая статья в "Таймс" была названа "Поколение ЯЯЯ".

Отсюда легко и прослеживаются перспективы института семьи в современном продвинутом социуме.

Какого черта я буду себя ограничивать из-за этого козла? Какое он право имеет? Какого дьявола я тут буду прогибаться под эту дуру?
И вот читающие могли подумать, что в предыдущем предложении проиллюстрирована проблема...
Ан вот нет. В нем проиллюстрирован главный подвох, угу.

В этом предложении есть Я и Я, и противоречия между ними. В рамках которых и происходят выяснения.
А между тем, семья - это не согласие либо противоречие между Я и Я. Семья - это Мы.
Мы, которое принципиально отличное от двух Я и несводимое к этой сумме.

Каковое "Мы" и в голову-то не приходит попросту зачастую участникам интенсивной коммуникации.

Спасибо за внимание :)


От Сергея Шварацкого

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 5:02 pm

Изображение
Считается, что дети очень хорошо переносят сильные стрессы. С одной стороны это так. У детей мозг гораздо более пластичен, чем у взрослых, а значит, в большей степени способен к адаптации. Но не стоит забывать, что мозг и психика ребенка еще не сформированы.

Детям гораздо сложнее понять и принять многие факты в жизни, потому что они не обладают взрослыми знаниями и умениями. В некоторых случаях ребенку очень трудно осознать, что происходит и почему, кроме того, он не может оценить последствия или составить план по выходу из кризиса.

Это могут быть очень простые детские конфликты и проблемы, типа ссор в песочнице. Но, к сожалению, мир может навалиться на ребенка совсем не по-детски. Немало детей в мире сталкиваются с тем, что и взрослому понять и принять не по силам.

Когда человек переживает чрезмерно сильный стресс, то мозг не всегда способен это «переварить». От избытка повреждающей мозг информации могут страдать нервные клетки, и нарушаться работа отдельных частей центральной нервной системы.

Информация о стрессе в этом случае не может переработаться и включиться в опыт человека. Она начинает крутиться снова и снова в голове, вызывая расстройства настроения и поведения. В этом случае мы говорим о развитии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Впервые оно было описано у солдат после участия в боях или других военных операциях, когда они наблюдали смерть и разрушения вокруг себя, когда рядом с ними умирали их товарищи, и сами они находились в смертельной опасности. Но затем стали отмечать, что подобные расстройства возникают не только у военных, но и у гражданских лиц, находившихся в зоне боевых действий или катастроф. И случается такое не только со взрослыми, но и с детьми.

И причины данного расстройства не ограничиваются только боями и катастрофами. В настоящее время ПТСР рассматривается, как комплекс расстройств, развившихся после участия в ситуациях:

- где самому человеку или окружающим был нанесен тяжелый вред; - присутствия в зонах природных и техногенных катастроф;
- присутствия в зонах и участия в военных действиях;
- самоубийства или трагической гибели друзей или родных;
- наблюдения за насилием со стороны.

У детей развитие посттравматического стрессового расстройства может быть вызвано:

1. Медицинскими вмешательствами.
2. Насилием
3. Пренебрежением
4. Катастрофами природными
5. Насильственными актами, за которыми ребенок наблюдает или принимает участие (военные действия, участие и наблюдение за действиями криминальных группировок, наблюдение за насилием над одним из родителей, похищение).
6. Авариями и несчастными случаями
7. Разводом родителей.
8. Смертью объекта любви
9. Переездом
10. Усыновлением.


ПТСР в мире
По России нет точных данных, сколько детей страдает ПТСР, а также насколько часто дети подвергаются воздействию критического стресса, который может лечь в основу развития расстройства. В США ежегодно в социальные службы и службы защиты детей поступает около 3 млн сообщений о различного рода злоупотреблениях по отношению к детям. 30% из этих сообщений подтверждаются. Кроме всего прочего по приблизительным оценкам 3-10 млн детей являются свидетелями регулярного насилия в семье. В среднем 15-43% девочек и 14-43% мальчиков проходят через опыт тяжелой психологической травмы. Но, психологическая травма не равна посттравматическому стрессовому расстройству. Оно развивается не у всех травмированных. Девочки страдают чаще. Среди них 3-15% имеют в последствие ПТСР. У мальчиков оно развивается в 1-6% случаев.

Существуют факторы риска развития расстройства. Так риск ПТСР сильно зависит от:

1. Тяжести травмы.
2. Реакции родителей (не редко ребенок не понимает, что ситуация является страшной или угрожающей жизни, но родители демонстрируют своим поведением или даже прямо объясняют ему это).
3. Как далеко ребенок находился от места возникновения травмирующего события (ребенок может находиться в эпицентре стихийного бедствия, в зоне эвакуации или находиться перед экраном телевизора).
4. Наличия психотравмирующих событий в прошлом.
5. От возраста (на этот счет пока согласия среди специалистов нет, хотя предполагается, что то, что ранит в одном возрасте уже или еще не ранит в другом).

Долгое время принято было считать, что ребенок до года не может страдать ПТСР, потому что он еще совсем ничего не понимает, что с ним происходит. Однако для ребенка в этом возрасте несомненный стресс остаться без родителя и контакта с другим взрослым лицом, которое осуществляет заботу и уход. Или просто оказаться на долгое время в одиночестве, когда на его сигналы никто не отвечает. В этом случае может наблюдаться повышенная возбудимость (ребенок будет пытаться «докричаться» до кого-то, или испытывать страх, что он не будет услышан).

Здесь нельзя не упомянуть опыт Китая относительно детей, оставленных родителями. Там ненужных младенцев просто оставляют ночью в публичном месте, и ребенок находится в одиночестве всю ночь. На его крик никто не отвечает. Утром его обычно кто-то находит и передает социальным службам в приют.

В приютах дети очень скучены, там плохое питание, вплоть до голода. В помещениях персонал приюта не следит за температурой, в результате чего может быть или слишком жарко или слишком холодно. Дети не ухожены, к ним может никто не подходить днями, некоторые из них в комнате постоянно кричат.


Признаки ПТСР у детей разного возраста
Считается так же, что ребенок до 6 лет просто забывает, что с ним произошло. Но на самом деле у детей такого возраста тоже возникает посттравматическое стрессовое расстройство. Дети открыто это не обсуждают ни с кем, однако, после инцидента они:

1. Плохо спят.
2. Становятся рассеянными, будто «отключаются».
3. На схожие с психотравмой ситуации у них развиваются физиологические реакции в виде бледности кожных покровов, сердцебиения, учащения дыхания.
4. Избегают социальной активности.
5. Имеют низкий уровень положительных эмоций.
6. Возбудимы, легко расстраиваются и плачут.

В возрасте 5-12 лет картина посттравматического стрессового расстройства меняется. При этом дети:

1. Путают порядок событий в развитии психотравмирующей ситуации.
2. Считают, что все произошло по их вине или невнимательности, и больше такого не будет, потому что в следующий раз они все будут делать по-другому.
3. В играх, рисунках, рассказах на отвлеченную тему повторяется тема психотравмы. Данная деятельность не вызывает негативных эмоций или особого поведения.
4. Вовлекают часть психотравмирующего опыта в повседневную жизнь. Могут, к примеру, стрелять из игрушечного пистолета в людей, бить кукол и т.п.

В возрасте 12-18 лет картина расстройства представляет собой смесь детской и взрослой симптоматики. В первую очередь обращает на себя внимание импульсивность и нарушение поведения. У детей развивается страх умереть, тревога, чувство одиночества, снижена самооценка, они ощущают, что окружающие люди смотрят на них сверху вниз. Часто они начинают злоупотреблять алкоголем и психоактивными веществами, ведут себя агрессивно. Так же как и у детей младшей возрастной группы у них нарушается сон, развивается избегание социума и замкнутость.


Отношение к ПТСР в России
В России знание о ПТСР находится на довольно низком уровне. Не потому что нет доступа к данным, а потому что многие люди просто не стремятся об этом знать. Кроме того, нередко ПТСР расценивается как постыдная слабость характера, о которой нельзя говорить. Даже в отношении взрослых, в том числе и военных, общество транслирует идею, что ты не должен говорить о том, будто война или катастрофа были для тебя тяжелыми. В прессе и юмористами высмеиваются слабаки-американцы, которые после войны идут лечиться к психиатру. Гораздо почетнее в глазах соотечественников пить водку после пережитого.

Дети не избегают такого же отношения. Многие родители просто предпочитают переждать, пока у ребенка «все уляжется само собой». На самом деле далеко не все «укладывается» или «укладывается» не так, как надо. У взрослых после детского ПТСР нередко развивается депрессия, они более склонны к химическим и поведенческим к зависимостям. В личной и профессиональной жизни они гораздо менее успешны, хуже переносят стрессы. У детей, подвергавшихся насилию, гораздо выше риск вступить в такие же отношения с партнером и продолжить свой психотравмирующий детский опыт.

Основа лечения ПТСР – психотерапия. Основные направления – поведенчески-бихевиоральная терапия и десенсибилизация движением глаз. Значительно помогает психологическое вмешательство непосредственно после психотравмы.


По материалам источников:
http://www.ptsd.va.gov/public/pages/pts ... scents.asp
http://www.adaa.org/living-with-anxiety ... d/symptoms


От Натальи Стилсон

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Мальчики в женской раздевалке

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 5:03 pm

Честно говоря, я на эту тему писать собиралась давно, с одной стороны. Потому что тема такая… насущная.
Но с другой стороны – именно поэтому и никак не могла собраться, потому что как представлю тот ажиотаж, который может здесь образоваться в комментариях… а закрывать запись для френдов – не хотелось, это плохо вписывается в политику блога.
Тем не менее, учитывая то, что в ближайшее время – к 23 февраля – мы планируем поднимать в некотором плане родственные темы – то давайте, благословясь, начнем с этой.

Итак – "Про мальчиков в женских раздевалках".

Тема многим знакомая и весьма наболевшая, особенно у тех, кто ходил в фитнес-клубы и бассейны. Да, печально, что не у всех мальчиков есть в наличии свободные отцы, которые могут водить сына в мужскую раздевалку. Еще печальнее, что не во всех учреждениях есть так называемые детские/семейные раздевалки, куда может пройти родитель любого пола с ребенком любого пола. Но самые насущные вопросы по данной теме такие:
- почему мамы водят в женские раздевалки достаточно больших мальчиков, условно говоря – от 3-5 лет и выше (!) И почему эти мамы данного факта нисколько не стесняются, ощущая себя с этим мальчиком не на чужой, а на своей территории?

Многим знаком стандартный мамин ответ на подобные претензии: мол, он еще маленький, он не справится без меня.

Сугубое ИМХО на уровне гипотезы: иногда так работает один из вариантов психзащиты. Исходный постулат: мама боится осознания того факта, что ее ребенок вырастет, станет самостоятельным и сможет в жизни обходиться без нее. Это бывает в отношении всех детей, но в отношении мальчиков – особенно. Потому что во многих микросоциумах мышление людей – иерархическое, причем такое, что мужчина воспринимается априори выше и главнее женщины. При одном исключении: если мужчина – маленький мальчик, а женщина – его мама. Вот пока она мама, причем мама маленького ребенка – она ощущает себя на достаточно высокой для себя иерархической ступени. Как только мальчик становится взрослым мужиком – он формально оказывается вправе командовать своей мамой. Некоторым мамам это не нравится, они этого побаиваются – и как результат, всеми силами оттягивают момент взросления своего мальчика. "Он еще маленький!" В том числе он маленький для того, чтобы ходить в раздевалку соответствующего пола. Он не справится без мамы. Даже если этот мальчик вполне школьного возраста.

Собственно говоря, дети не сразу обучаются самостоятельности, иногда во время этого обучения они делают естественные ошибки и допускают естественные промахи, но – если вообще не начинать учиться, обучения и не произойдёт! Но это уже логика, а мама руководствуется цензурой. Она может вообще этого своего страха не осознавать, и это дополнительно печально.

Сюда же – другой стандартный ответ: что мальчика в мужской раздевалке непременно изнасилует педофил. Это примерно тот же страх "взросления ребенка", но – рационализированный. То есть мама честно говорит, что ей страшно, но страх у нее такой… официально признанный. Этого бояться не только не стыдно, но и в какой-то мере "правильно", если хотите. Причем мамы не обманывают, не кривят душой. Они этого честно боятся, так как на уровне бессознательного уже себе это прописали. А логика – опять не подключается. Хотя по логике – простите мне мой цинизм, но чрезвычайно сложно как-то посягнуть на честь ребенка в общей раздевалке, где и другие мужчины, если что, могут хорошенько этому педофилу в челюсть дать (педофилов никто не любит), и сам ребенок теоретически уже годам к пяти должен быть обучен элементарным принципам общения (и необщения) с незнакомцами. Но это опять же: навыки самостоятельности. Такие навыки многим мамам давать ребенку страшно.
Как сказала одна из моих френдесс – "Сначала "ах, как же отпустить ребеночка, когда вокруг столько опасностей!", а потом уже можно переходить к "ах, он у меня такой несамостоятельный, как же его отпустить!" Очень удобно".

Да, здесь тоже могут торчать корни того самого: "Любой мужчина – насильник, у мужчин нет чувств, они не любят детей и не умеют о них заботиться, и вообще, лев съедает потомство своей самки от предыдущего спаривания". Здесь другая проблема: обобщение. В принципе, если человек любого пола говорит нечто вроде "Все *наименование социальной группы* - "такие-то"", скорее всего, у него большие проблемы с логикой. Уже неважно, по какой причине.

Так или иначе, первый промежуточный вывод: мамы водят своих мальчиков в женские раздевалки в основном ради своего спокойствия и своих целей. А не ради ребенка, как они любят говорить.

А мальчику – причем мальчику довольно большому (условимся, что большими в этом плане будут считаться мальчики старше трех лет) – такие посещения неполезны. И не в том смысле, что-де он увидит "много страшных женских тел и станет геем", вовсе нет. А как минимум потому, что он на эмоциональном уровне будет чувствовать по отношению к себе негатив: дети вообще очень восприимчивы ко всем эмоциям. И вот на фоне этого негатива он будет видеть, что мама говорит – всё идет как надо, всё правильно, сыночек, мы здесь в своем праве. И у ребенка перекашивается вся картина мира вообще: он ощущает неудобство, дискомфорт, недовольство окружающих, а мама говорит – так и надо! Это как?..

Теперь два уточняющих момента сразу, чтобы потом не забыть.
Первый – о хрестоматийном "увидит страшных баб, станет геем".
Во-первых, он увидит не "страшных баб", а живых реальных людей. Которые в большинстве своем не модели. Которые могут быть в возрасте, после операции, после тех же родов, да и в принципе ни один живой человек не обязан непременно соответствовать отфотошопленной картинке из модного журнала. Так или иначе, в плане эстетики ничего страшного маленький мальчик не увидит. Не этого нужно остерегаться маме. А если он вдруг станет геем – значит, тому были врожденные предпосылки, а не то, что его в детстве водили в женскую раздевалку. Если бы можно было так легко сделать геев – то ими были бы все наши мужчины, рожденные в первые послевоенные годы, особенно в городах, где не было в квартирах ванной. Тогда традиционно лет до семи водили мальчиков в баню с мамами и бабушками.

И второй момент, по поводу негатива в адрес мамы и ребенка. Негатив будет, и подчас довольно выраженный: хотя бы потому, что в этом случае мама с мальчиком игнорирует наличие чужих личных границ. И откровенно (иногда с явным пренебрежением) их нарушает. Как правило – это людям некомфортно, особенно когда дело касается интимных вещей: причем не наготы как сексуального маркера, а наготы как личностного фактора, как некоей вещи, которую человек не всегда готов показывать и другим-то представителям своего пола, не говоря уже о поле противоположном, даже о довольно юных его представителях (представительницах). Так или иначе – женщины вправе на своей "женской" территории ощущать себя в безопасности. И вдруг на этой территории появляется лицо другого пола, которое частенько с явным любопытством их разглядывает! Это может быть очень неприятно: даже тем женщинам, которые считают, что им нечего стесняться. Но простите, они также вправе сами решать, кому демонстрировать свою наготу, а кому нет. И тут за них это решает какая-то чужая мама.

Ведь по сути, пардон мне громкий термин, такое нарушение личных границ – это насилие. Особенно если мама на замечания женщин "Почему ваш сын так на меня смотрит" отвечает: "А вам что, жалко? С вас что, убудет, что ребенок на вас посмотрит?" То есть мама не только игнорирует право других женщин на интимность и безопасность на их территории, она еще и не возражает, если ее ребенок использует этих женщин как материал для своей любознательности: по сути – как тот же товар, как вещи, как игрушки или как зверей в зоопарке. И это тоже неприятно: именно в этом плане некоторые женщины справедливо считают, что от них "убудет" и выражают в отношении мамы и ребенка дополнительный негатив. Причем чаще – именно в отношении ребенка, как непосредственного источника раздражения: тут на фоне эмоции логика тоже может сбоить и не обозначать, что основной-то источник раздражающей ситуации – как раз мама.
Кстати, если мама так уж хочет начать просвещать ребенка в плане анатомии и физиологии живого человека – почему бы ей не делать это дома на собственном примере? А не за счет чужих посторонних женщин, причем без их согласия.

Еще момент: если такой маме предложить идти с сыном в мужскую раздевалку – если уж "ради ребенка", то пусть ради него мама будет ущемленной, а не чужие женщины? – то мама возмущенно ответит: "Вы что! Там же мужчины! Они будут недовольны!" То есть чувства мужчин, с её точки зрения, щадить можно и нужно, а чувства женщин – нет. Женщины как бы перетерпят? И вообще они должны любить и развлекать всех детей (в том числе собой)?

Пользуясь некоей специфической терминологией, можно сказать, что такая мама – мизогинка: она вполне допускает подобное насилие других женщин, воспринимая их либо как пустые места, либо как игрушки для своего ребенка. И даже презрительное "Было бы что скрывать!" – тоже не поправляет дела: то есть в глазах этой мамы женщина должна обладать красотой, и тогда ее нагота может быть доступна только избранным. А если женщина красотой не обладает, то и нечего ей претендовать на исключительность, пусть не закрывается и не напрягается, что ребенок на нее посмотрит, ничего там нет особенного! Хотя наиболее стеснительными и ранимыми в плане своей наготы оказываются как раз женщины, которым кто-то когда-то сказал, что их тело некрасиво (и во многом потому они ходят в бассейны и фитнес-центры).

Но на самом деле речь тут даже не о мизогинии, а об иерархии и власти. Нередко женщина, родившая ребенка, ощущает себя иерархически выше неродившей – и это опять последствия патриархата. Причем реального патриархата: не "власти мужчин", как думают многие, а власти родителей, власти старших, буквально – власти отцов. Но в силу отсутствия отца на "женской половине", в силу установки "воспитание детей – не мужское дело" главными здесь становятся матери. И этот самый ребенок в раздевалке – тоже, по сути, жертва такого патриархата. Когда его мама ощущает себя вправе попирать границы тех, кто не то чтобы не родил, а просто пришел в бассейн без ребенка. А она с ребенком. Значит - на данный момент она выше и главнее. Иногда в том числе и поэтому она ощущает себя "на своей территории": не прячется за шкафчики, не накрывает дитя полотенцем, не торопится. А шишки за такую перекошенную позицию получает как раз мальчик. Тут мне в комментариях напомнили, что я забыла еще добавить: что у мальчика, иногда довольно большого, тоже никто зачастую не спрашивает: а ему самому комфортно переодеваться и обнажаться в присутствии множества чужих взрослых тетенек? Его личные границы при этом тоже страдают, только мама не всегда об этом задумывается.

Справедливости ради скажу, что в системе патриархата – власти отцов и вообще родителей – самую низшую ступень занимает именно молодая нерожавшая женщина. Незамужняя – та вообще "невостребованный товар", увы. И ее личные границы нарушаются только так, всеми, кому не лень (акцентирую: всеми, кто разделяет эту систему патриархата и мыслит так же иерархически). И вот иная молодая женщина, понимая, что чуть ли не единственный способ у нее прекратить это издевательство унижением – родить, начинает мечтать о ребенке: даже не столько о ребенке как таковом, а о некоей индульгенции, которую она приобретет уже с момента зачатия: "Вот я забеременею и рожу - я вам всем покажу!" И показывает, как правило – совершенно неумышленно, неосознанно, по принципу дедовщины: раньше над ней издевались те, кто выше по иерархии – теперь она поднялась и будет делать то же самое. Потому что так здесь заведено.

Кстати, больше всего против мальчиков в женской раздевалке выступают мамы с девочками. И их вполне можно понять: если нарушение собственных границ женщина иногда еще, к сожалению, может перетерпеть (хотя совершенно не обязана), то посягательство на безопасность своего ребенка – в том числе на моральную – это уже запредельный раздражитель.

Но тогда – что же делать адекватной маме без иерархического мышления и эгоцентрического поведения, у которой нет комплексов, порожденных данной системой, нет потребности нарушать ничьи границы, и есть ребенок мужского пола, которому нужно ходить, допустим, в бассейн? А папа при этом либо не имеется в наличии, либо работает, либо болен, либо занят с другими детьми?
Вариантов на самом деле достаточно, было бы желание ими пользоваться.

Если папа работает и не возражает водить ребенка в выходные – можно водить в выходные.
Если нет такой возможности – можно водить ребенка в место, где есть детские-семейные раздевалки (обычно они бывают в бассейнах при детских поликлиниках).
Можно водить ребенка в специальные детские группы по плаванию (где детям в раздевалке помогает тренер соответствующего пола).
Можно, если есть возможность, скооперироваться с семьей соседей или друзей, где мальчика в бассейн возит папа, и договориться на каких-то взаимовыгодных условиях, чтобы он хотя бы водил через раздевалку обоих детей.
Можно дождаться возраста ребенка, когда он будет уже в состоянии сам себя обслужить и сам пройти через мужскую раздевалку.

Это только то первое, что пришло в голову сейчас, в общем: а в конкретной ситуации может быть много разных других вариантов. Опять – было бы желание не нарушать чужие личные границы и воспитывать в своем ребенке самостоятельность. Причем вот это все – поиск детской группы, отца-сопровождающего, семейных раздевалок и т.п. – это все как раз делается "ради ребенка". И его личной безопасности, в том числе психологической.

PS: некоторые могут сказать, что-де, мол, в европах давно есть смешанные сауны и прочие заведения, где никто никого не стесняется! Да, отвечу я вам, в европах много чего есть, чего у нас нет. И уважение к личности (и тем же границам), и отсутствие мегасемейной модели, и однополые браки. И вообще в европах не настолько табуируется сценарно и не регламентируется извне сексуальная составляющая, как у нас. Кроме того, насколько мне известно, в смешанные сауны ходят по желанию, то есть изначально будучи готовыми к такому обстоятельству. А женщины в женской раздевалке, наверное, даже в европах не подписываются изначально на то, что именно их раздевалку без их согласия будут превращать в смешанную.


Из ЖЖ Марины Нарицыной

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Пассивно-агрессивный подросток

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 5:06 pm


Многие родители с волнением ждут подросткового возраста своих детей. Что больше пугает? Ранний секс с болезнями передающимися половым путем, подростковая беременность, алкоголь, наркотики, уголовная ответственность. Тогда с ребенком будет очень трудно. Ведь его гораздо труднее перенастроить или в чем-то убедить. Ведь подростки такие упрямые! И что тогда будет? Скандалы, напряжение в семье и агрессия. Жизнь превратится в ад.

Но на практике, большинство подростков не ударяется во все тяжкие. Они упорядочены и спокойны, учатся, дружат с правильными друзьями и планируют успешное будущее. Но это совсем не гарантирует нормального функционирования в семье. Сейчас самая распространенная проблема и подростковый бунт – пассивно-агрессивное поведение.

Пассивная агрессия встречается в разной степени у всех подростков, да и не только у подростков, но и у взрослых. Проявление такой агрессии, к примеру, - упрямство и поступки наперекор родительским увещеваниям и требованиям. Это часть развития личности, когда молодой человек или девушка стремятся стать самостоятельными и учатся принимать самостоятельные решения. Проблемой данное поведение становится тогда, когда пассивная агрессия превращается в единственный способ взаимодействия с миром и реакцией на проблемы.


Каковы проявления пассивной агрессии у подростка?
1. Ребенок делает все назло или же совсем ничего не делает, что требуют от него родители и учителя.
2. Не выполняет обещания, объясняя «я забыл», «я не знал, что это нужно сделать сейчас», «я не думал, что это важно», « я думал, что это несерьезно».
3. «Не слышит», что его просят.
4. Прокрастинирует, всегда опаздывает или забывает выполнить что-то (домашнее задание).
5. Демонстративно делает, что его попросят, плохо или неэффективно.
6. Может заниматься своими обязанностями по дому бесконечно долго. Например, убирать комнату целый день, отвлекаясь на рисование, книги, поделки или мечтания.
7. Его бесполезно наказывать, потому что он просто терпеливо переносит наказание, а потом принимается за старое.
8. Все разговоры и нотации спокойно выслушиваются, но не оказывают ровно никакого эффекта на поведения ребенка.
9. Разговор по душам всегда оканчивается родительским чувством того, что он мучает несчастного ребенка и, вообще, ведет себя неадекватно.
10. В процессе обсуждения проблемы ребенок просто уходит из дома или запирается у себя в комнате.
11. Ведет себя подросток так, как не нравится родителям или явно их беспокоит. Например, демонстративно носит неподобающую одежду или очень громко включает музыку.
12. Дети не берут ответственность за свои поступки. У подростка в его проблемах всегда виноват кто-то другой.
13. Отказывается решать свои проблемы.
14. Ребенок мстит за неудобства, которые ему причиняют родители.
15. Такие дети совершенно не ценят старания родителей и всегда дают понять, что родитель старается недостаточно хорошо. Можно было бы сделать или купить что-то и получше.

Самое примечательное, что родители оказываются совершенно безоружными перед такой ситуацией. Они начинают читать книги, как общаться с чадом, на какие темы говорить, как стать своему ребенку другом, какие приемы применять. После применения всех доступных способов родители понимают, что они неэффективны. Разговор поворачивается так, что мать и отец чувствуют вину, за то, что «упустили время», воспитывали ребенка не так, как надо, не построили доверия. Они пробуют еще и еще, и все безрезультатно. С ребенком даже не получается нормального конфликта. Он только вздыхает, смотрит пустыми глазами, попрекает вмешательством в его жизнь, говорит «ты опять пристаешь ко мне» и т.п. Со временем родители уже боятся предпринять хоть какой-то шаг в разрешении проблемы со своим чадом, чтобы не сделать еще хуже.

Пассивно-агрессивное поведение закладывается еще в детстве. Одна из причин – родители не показывают гнев или неудовольствие во время конфликта. Часто это делается потому, что они опасаются травмировать психику ребенка.

Нередко во время конфликта их поведение вроде бы изменяется даже в лучшую сторону. Они подчеркнуто вежливы и внимательны, обозначая себя, как хорошую сторону в конфликте. В другом случае, они сами демонстрируют пассивную агрессию. Запираются в комнате или на кухне, дуются друг на друга, специально делают друг другу назло, ранят чувства другого через поведение или устраивают многодневный бойкот. Для ребенка такое поведение становится нормой решения конфликтов.

Второй важный фактор в развитии этого поведенческого типа – лишение возможности делать ребенку что-то самому. Родитель постоянно перехватывает инициативу. Мать и отец догадываются о том, что у ребёнка проблемы по его грустному виду или надутым губам, и тут же бросаются их решать сами.

Часто в семьях с пассивно-агрессивным ребенком нет последовательного воспитания. Ребенка наказывают за проступок, а затем родители испытывают стыд за свое поведение. Потом они откупаются покупкой чего-то значительного. Ребенок усваивает правило: если ему причиняют неудобства, или он испытывает отрицательные эмоции, даже если он виноват, окружающие должны за это рассчитаться с ним. И вообще, он бедный и несчастный, а все вокруг злодеи.

В настоящее время родители стремятся обеспечить ребенка всем самым лучшим. Лишь бы он был не хуже, чем другие. Ребенок знает, что бы он ни вытворил, как бы он себя ни вел, он все равно рано или поздно получит все, что хочет. Кроме того, родители в таких семьях очень часто поддаются на выпрашивания подростка каких-то благ. Ребенок может «ныть» не только часами, но и неделями, давя на совесть и манипулируя виной родителей. И родители, в конце концов, сдаются. Не у всех подростков развивается данный тип поведения только от плохого воспитания. Дети с синдромом Аспергера склонны к нему. Они не очень хорошо осознают нюансы, и социальный аспект поведения в обществе и перед острыми конфликтами пасуют, предпочитают просто удалиться от стресса интенсивного общения.


Что можно делать родителям?
Сразу нужно отметить, что повернуть недовольство ребенка в другое русло не такое уж простое дело. Конечно, чем раньше родители заметят такое поведение, тем лучше. Ребенок гораздо легче воспринимает и усваивает другие принципы взаимодействий с окружающими, чем подросток или взрослый. Но начинать никогда не поздно. Ребенок растет, и этот тип взаимодействия может закрепиться. Он очень вредит семейным и профессиональным отношениям. Далеко не все люди готовы читать книжки, как найти подход к пассивно-агрессивному человеку.

1. Необходимо перейти в общении с ребенком на «я-послания». Говорить о том, что я делаю, что я чувствую, а не то, что делает он и вообще, что делают «нормальные люди».

2. Необходимо ставить перед ребенком конкретные и четкие цели, избегать размытых заданий типа «приберись в доме». Ребенок должен четко услышать, что от него ждут: «Вымой пол во всех комнатах, под кроватью тоже, пропылесось и помой посуду».

3. Надо быть готовым настаивать и проверять, что делает ребенок, когда вы его о чем-то просите. Не надо «стоять над душой» или «читать морали». Просто регулярно возвращать его внимание к его заданию.

4. Перестать самим демонстрировать манипуляции в общении и пассивно-агрессивное поведение.

5. Избегайте дискуссий и разговоров по душам, касающихся пассивно-агрессивного поведения. Ум пассивно-агрессивной личности довольно изворотлив, и вы останетесь в проигрыше. Только четкие требования и констатация фактов.

6. Ознакомьте ребенка с понятием пассивно-агрессивного поведения и обращайте его внимание, когда он применяет данные тактики. Подростки не любят быть предсказуемыми и пойманными за руку на манипуляциях. Но делать это нужно без драм и скандалов.

7. Не принимайте оправдания типа «забыл» и «не понял». Главное - не сделал - и это плохо.

8. Поддерживайте и стимулируйте проявления самостоятельности и принятие самостоятельных решений.

9. Не давайте ему играть роль жертвы и не принимайте на себя роль мучителя. Пассивная агрессия - все же, агрессия и вид эмоционального насилия.


От Натальи Стилсон


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя