Форум Страна "Сибария" - АРХИВ 2003-2017 гг.
ВЕРНУТЬСЯ в ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФОРУМ >>>

Психологи, психотерапевты, психиатры и прочее о психотерапии

Общение на соответствующую тему

Модератор: Елена Стоянова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Отношения в терапии

Сообщение Леля » Сб дек 07, 2013 7:19 pm

ро клиент-терапевтические отношения написано столько, что не перечитать.
Довольно известный факт, что отношения в терапии возникают и развиваются. Частенько эти отношения похожи на другие отношения в жизни клиента и потому важно их анализировать и осознавать. Эти же отношения зачастую приоткрывают перед нами завесу о том, как в детстве клиента были устроены значимые, формирующие личность отношения.
Но это все про клиента. А что же терапевт? В разных подходах личность терапевта в разной степени вовлечена в процесс. Классический психоанализ - это очень высокая степень осознанности терапевта и максимальное удерживание, непривнесение своей личности в процесс работы. Это одна из техник и она помогает в одном. В гештальт-подходе обратное. Терапевт присутствует в контакте с клиентом своими откликами, реакциями на него. Иногда своими резонирующими историями. Что не отменяет необходимости довольно хорошо осознавать и отделять свои привычные реакции от реакций на клиента, уместность и своевременность той или иной интервенции. И терапевт не машина, он создает какой-то фон отношений. Как правило, с терапевтом остаются те клиенты, которым подходит этот фон. У кого-то он чуть резковатый и провоцирующий, у кого-то несколько пренебрежительный, у кого-то заботливый, у кого-то исполнен уважения к каждой детали внутреннего мира клиента. Нет единого верного. Важно то, чтобы человек мог включаться в отношения. Но есть люди, от которых нам хочется держаться на расстоянии. По разным причинам. И если я, как терапевт, встречаюсь с таким человеком у себя в кабинете, это становится трудностью. Игнорировать свое отношение я не могу и оно не позволяет вовлекаться в отношения с клиентом. И тогда терапия невозможна, возможно техничное консультирование. Не более.
Мне кажется, что эта первая реакция, первое впечатление терапевта, формирующееся в ходе первой-второй встречи с клиентом, тоже должно быть учтено при формулировании контракта. Мне видится честным не предлагать терапию клиенту, к которому не возникает простых человеческих симпатии, интереса, сочувствия.
Профессионализм для меня заключается не в том, чтобы работать со всеми и каждым, а в том, чтобы чувствовать и учитывать границы собственной компетенции. Не только в вопросе техники, но и в вопросе собственного личностного устройства.
Тут есть этическая трудность - многие мне могут сказать: "как же, это же отвержение". Да. И я считаю, что честное, уважительное отвержение может быть более важным опытом для клиента, чем поверхностная отстраненная работа с ним как с объектом приложения технических навыков терапевта. Это одновременно и опыт уважения к нему и пример уважения к себе.
И все же, отвержение - не табу, а вопрос формы.
Способность отвергать подкрепляет, а не разрушает способность принимать. Есть вещи, которые я принять не могу. Так же есть люди, которых я принять не могу. И это только я. Это не значит, что не сможет кто-то другой.

* Все написанное имеет отношение ТОЛЬКО к началу общения первой-второй встрече. Но не к длительным клиент-терапевтическим отношениям. Там отвержение и любые другие сильные чувства терапевта к клиенту - это вопрос супервизии.


Из ЖЖ Анастасии Уманской

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Психотерапия. Как все устроено

Сообщение Леля » Сб дек 07, 2013 7:21 pm

помнится, я очень критиковала аналогичную статью в "Большом городе". А ведь альтернативы нет - так что, наверное, эту пустоту нужно заполнить. Ну а так как я - лейтенант Очевидность, то, видимо, мне и писать.

Итак... психотерапия. За этим термином может крыться все, что угодно, поэтому сразу уточню: то, о чем говорю я, - это психодраматерапия, плейбек-театр, системная семейная, песочная и гештальт-терапия. Есть и другие школы, но я больше всего знаю об этих, поэтому пишу о них.
Что такое психотерапия? Во-первых, это не таблетки. Мы работаем в тандеме с врачами (по крайней мере - многие из нас), но наша задача, в первую очередь, - это контакт человека с собой и миром, его адаптация в среде. Что бы с ним не происходило до встречи с нами.
Мы не лечим - мы адаптируем. Если проще - можно вспомнить анекдот про самолет. Мы берем все то, что было у человека в опыте, и пытаемся с этим взлететь - то есть, построить вселенную, в которой он сможет более или менее комфортно жить, не оттаптывая при этом ничего ни себе, ни другим.

С чего все начинается? Начинается все обычно с собственных тараканов. Это правда - почти у всех терапевтов в опыте есть какая-нибудь весьма себе невеселая фигня. Но, в отличие от других людей, будущие терапевты не хотят от нее избавиться сразу же - сначала они долго-долго ее рассматривают и изучают. И - параллельно - начинают наблюдать за другими людьми: у тех - как? А зачем это? Опаньки!
Как правило, этот интерес приводит людей в психологию или психиатрию. И, спустя несколько лет обучения, они внезапно понимают, что знают многое о Декарте и Платоне, или о фармакологии, но ничего о том, почему то, что с людьми происходит - продолжает происходить. И начинают искать другие варианты. Как правило, первый интересный психотерапевт, которого они встречают, и становится проводником в новый дивный мир, где терапевта ждет еще 3-5-7-45 лет обучения. Потому что у этого процесса есть только начало.

Кто такой терапевт? Это человек, который закончил психфак, медицинский факультет или же очень долго учился психотерапии без базового образования. Это возможно, просто больше времени занимает.
Он сдал экзамен, на котором он показал, что он умеет слушать клиента, распознавать его запрос, формулировать гипотезу, работать с этой гипотезой, поддерживая контакт с клиентом, его инсайты и его поиск ответа на вопросы, а также завершать работу, а потом - грамотно объяснить, что это было и зачем, какие процессы фигурировали в работе и как с ними работал, собственно, терапевт. Экзамен сдают после 2-3 лет обучения.
Терапевт не гуру, не просветленный и не обязательно очень уж опытный и счастливый человек. Он должен уметь работать. Это не значит, что он лучше всех умеет жить. Терапевты разводятся, выбирают не тех партнеров, могут страдать теми или иными зависимостями (есть толстые терапевты, есть курящие, есть фанаты обуви - хотя, конечно, алкоголиков и наркоманов среди них немного), есть - с физическими или личностными недостатками.
Самый лучший вариант - не приклеивать терапевту нимб заранее. Тогда не придется и разочаровываться.

Что происходит в терапии?
В терапии при работе вышеназванными методами, происходит, в первую очередь, диалог. Клиент рассказывает о своих целях, желаниях, проблемах, трудностях, интересе.
На первой встрече терапевт может говорить о том, как он видит проблему клиента и что предлагает делать. Но не всегда - есть и другие варианты, например, честно признаться, что в теме клиента ничего не понятно, всего слишком много, и мы можем попытаться начать есть слона по частям, разгребая завал, а потом попробовать сформулировать, про что это все.
В дальнейших встречах обычно клиент рассказывает о том, что его волнует, делится чувствами, контактирует с терапевтом и узнает что-то про себя, про то, как он организует свою жизнь, взаимодействует с людьми и почему у него все устроено так, как устроено. А между встречами (а часто и на них) пробует изменить что-то, добавить или убрать или понять, почему нет сил ни на что, или ничего не получается.
А если по формату - то мы просто 55 минут разговариваем, порой ставя пустой стул, порой - рисуя, порой - используя игрушки, фотографии или черта в ступе. Чем больше методик терапевт знает, тем меньше ими пользуется, хотя диапазон действий у него растет.
С сексом, кстати, то же самое, но сейчас не о нем.

Стандартные трудности
Все хотят все сделать быстро. Даже в исходной раскритикованной статье терапевт писала гордо, что она сразу видит трудности клиента и быстро с ними работает. Беда в том, что терапевтические отношения - это, в первую очередь, отношения. А в отношениях всегда есть второй. И этот второй может наплевать на все ваше виденье с высокой колокольни. У людей разное количество ресурсов, возможностей, защит. И есть определенные акцентуации, которые требуют длительной работы, потому что если клиент находится в контакте с терапевтом пять минут за встречу, это значит, что работа будет идти только пять минут. И терапевт при этом, будет выходить со встречи в мыле и без сил. Потому что он 50 минут провел в режиме диспетчера в аэропорту, параллельно пробуя все сигналы из своего диапазона частот, а порой - и за его пределами. Но самолет в очередной раз пролетел мимо.
Мы формируемся первые три года и даже не помним их. А потом живем на эти три года еще двадцать, тридцать, сорок, семьдесят лет. Это невозможно перелопатить за 55 минут. Можно только словить инсайт - вспышку молнии, которая озарит все и сделает на секунду ясным - но потом снова станет темно.
Если бы терапия могла решать проблемы за одну встречу - я бы первой воспользовалась этим шансом. Но - увы - я в терапии семь лет, и мне все еще есть о чем поговорить со своим терапевтом. И пусть для меня это во многом сейчас вопрос профессиональной гигиены, а если бы я была клиентом, то удовлетворилась результатом давным-давно, порой возвращаясь за решением каких-то мелких вопросов, все равно даже основной процесс занял у меня три года.
Если человек говорит, что он завершает работу за 10 сессий - и у клиента наступает полное счастье - то он врет. За 10 сессий мы можем сделать какой-то важный большой кусок, попробовать изменить несколько важных вещей. Но закончить терапию за 10 сессий почти невозможно. Разве что начать...

Что еще? Отношения из прошлого приходят и в отношения с терапевтом. Очень часто клиент с терапевтом строит то же самое, в чем у него проблемы в жизни. Не всегда, но часто. И это может мешать.

Ну а еще - самое главное в том, что в принципе процесс разбора внутренних проблем - не такое уж веселое занятие. Порой в середине процесса бывает хуже, чем в его начале. И, вроде, что-то сделали. И кое-что уже понятно. Но выть хочется от того, сколько всякой фигни в голове и сколько ее еще разгребать.

Что мы получаем на выходе?
На выходе мы получаем другой образ жизни. Другой образ себя. Другие отношения с людьми.
Или ничего.
Или половину.
Никогда заранее сказать нельзя. Как и с лечением: доктор может поставить вам диагноз и прописать вам таблетки, но если вы таблетки выбросили, или он в диагнозе ошибся - результат может не соответствовать ожиданиям. А что-то можно только купировать, но нельзя вылечить.
Но - в целом по больнице - жизнь людей становится лучше и приятней. Не всех - да мы и не берем такую задачу, хотя искренне хотим помочь каждому - но многих. При этом - никакой магии, чистая наука и головология. Хотя порой этот процесс состоит из стольких маленьких, не всегда очевидных процессиков, что снаружи это кажется волшебством.

Кто заканчивает терапию?
Как правило, клиент. Я могу сказать что-нибудь в духе: "Мне кажется, что мы уже приближаемся к завершению", но решение все равно принимаю не я.


Из ЖЖ Адрианы Имж.

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Чувства терапевта как инструмент психотерапевта

Сообщение Леля » Сб дек 07, 2013 7:23 pm

Терапия, ориентированная на чувства - моя любовь. В свое время я прошла через её целительное воздействие, и сейчас использую в своей работе с клиентами. Причем, в работу идут чувства и клиента, и терапевта. И здесь терапевт обязательно должен быть проработан (как практикующий психолог/психотерапевт) и иметь хорошую эмпатию.

Часто клиент приходит в смешанных чувствах, редко может разделить свои чувства в том клубке, который катается у него внутри. Еще более часто я сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент отключён от своих чувств. Из всего огромного спектра, условно который можно разграничить по шкале от -100 до +100, он может улавливать и понимать узкий отрезок от -10 до +10. Все остальное покрыто запретами, похоронено за душевной болью, куда лезть не очень хочется. И возникает знаменитое "психологическое сопротивление" клиента.

В такие моменты часто именно чувства терапевта являются инструментом в терапии и способны продвинуть её ход.
Например, работая с клиентом, я вдруг заметила, что стала зевать, меня заклонило в сон. Причем, я знаю, что я "бодра и весела", нахожусь в хорошем ресурсном состоянии, но в данный момент, что-то происходит. Я зеваю в голос, потягиваюсь и сообщаю клиенту о своем состоянии. Озвученные чувства и состояние меняют ситуацию. Клиент начинает оживать, и работает дальше.

Еще пример. Часто бывает с женщинами. Клиентка настолько одеревеневшая в своих чувствах, что ей очень сложно понять, что она чувствует. В ход идет эмпатичная догадка о чувствах клиентах, в ход идут мои чувства как терапевта, также я озвучиваю, что я могла бы чувствовать, если бы со мной была подобная ситуация или делюсь своим опытом. Тем самым я даю как бы разрешение клиенту здесь, со мной проявлять свои чувства. Раз можно мне, можно и ему. И это безопасно в этих условиях. И часто такое "разрешение" становится прорывом, клиент разряжается, дает выход эмоциям, и напряжение спадает. После этого клиент может чувствовать себя более сильным, если был дан выход эмоциям, которые долгое время сдерживались внутри. Ведь сколько на это уходило энергии, чтобы держать их под контролем! Много энергии высвобождается когда мы работаем с зажатыми яростью, гневом, злостью.
Если были прожиты чувства потери, горя, горечи, клиент некоторое время может чувствовать себя опустошенным. Но это целительное опустошение, на место которого приходят чувства равновесия, спокойствия, устойчивости и принятие. Это дает хороший ресурс, чтобы строить свою жизнь и двигаться дальше.

Побочным эффектом терапии, ориентированной на чувства, помимо разрешения проблемы, становится более яркая жизнь клиента. Он может более разнообразно проявлять свои чувства, воспринимать мир через свои чувства и жизнь становится более полной, насыщенной.
По-моему, это здорово!


Из ЖЖ Татьяны Базылевой

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Тупики в процессе терапии

Сообщение Леля » Сб дек 28, 2013 10:29 am

Легко писать про успехи. Сложнее – про неудачи, но неудача – это тоже завершившийся процесс, к тому же трудно бывает определить, где тут неудача психолога, а где – сопротивление клиента, привычный его способ сбегать от встречи с чем-то новым. Трудно бывает говорить и о тупиках в терапии.

Тупик – это ощущение того, что в терапии прогресс прекратился. Клиент чувствует, что ходит по кругу, или что продвижение вперед очень и очень маленькое, буквально на «микрошаги». Затраченные усилия явно не соответствуют результатам, а желанная цель - где-то далеко-далеко. Сессия за сессией проходят в одном и том же блуждании по знакомым темам-«полянам», а проводник-психолог оказывается не таким уж и всезнающим. Блуждание по кругу вызывает раздражение на психолога – иногда как следствие крушения образа «спасителя», иногда – как попытка хоть как-то разрядить накапливающееся в контакте напряжение из-за разочарования, усталости, бессилия. Психолог тоже может подобные чувства испытывать в адрес клиента – мол, чего это ты не продвигаешься, я так много сил затратил/а на то, чтобы ты увидел… Чем более выражена у психолога идея о том, что он должен все знать и понимать, тем больше раздражения на клиента, который никак не хочет «понимать» или «продвигаться».

Тупик – это вполне естественная часть долговременной терапии. После первых озарений иногда наступает период сложной внутренней работы. В конце концов, сложные жизненные темы на то и сложные, что не поддаются кавалерийскому наскоку, и вокруг них – хорошо обустроенная система психологических защит. «Щаз мы тут быстро разберемся и все по полочкам разложим» - это не для длительной работы. Если прокладываешь путь в неизвестное (а новое – то, с чем сталкивается клиент в процессе работы - это всегда неизвестное), то заблудиться – не проблема совершенно. Значительно труднее признать, что заблудился, а не идти с уверенным видом, что, мол, все под контролем. Для иллюзии о том, что психолог все должен понимать и осознать это - страшный крах, поэтому есть соблазн в ответ на упреки клиента о том, что «мы не продвигаемся» заявить о том, что «это все твои защиты, я здесь не при чем!».

Выход из тупика начинается с признания его и того, какие он чувства вызывает. Признать и выразить накопившиеся в процессе блуждания чувства (чаще всего доминируют раздражение/злость и бессилие/отчаяние). И вместе подумать над тем, какой вклад каждый из участников процесса – психолог и клиент – вносит в ощущение тупика.

Есть еще один момент – долгое блуждание вокруг да около может быть проявлением привычного стиля поведения клиента, который и в жизни постоянно блуждает, постоянно проигрывает одни и те же ситуации. И если это проигрывание раз за разом осуществляется в терапии, то, получается, что и психолог вольно или невольно подыгрывает этой привычной модели. Поэтому, помимо признания того, что происходит и какие чувства это вызывает, важно пересмотреть роли, в которых находятся участники психотерапевтического процесса. Как пишет Ирина Булюбаш, «из тупика можно выйти осознавая свои негативные чувства и меняя ролевую структуру общения. В ходе психотерапии любой свободный творческий поток общения предохраняет от закрытых патовых ходов. Когда пациент связал психотерапевта по рукам и по ногам ролевой структурой, лучше, если роль меняет терапевт. И чем больше собственной личности и чувств будет в этой измененной роли, тем скорее поменяется ролевая структура. И тогда пациент сможет опробовать новую для себя роль и это будет обсуждаться в процессе терапии».


Наконец, есть еще один момент: то, что кажется тупиком, может быть этапом напряженной внутренней работы, преодолением сложнейших внутренних противоречий, и после длительного этапа "без перемен" вдруг происходит "сдвиг в сознании" - паззл начинает сходиться. Без этой подготовки озарения-сдвига может просто не быть. Как не приснилась бы Менделееву его таблица, если бы он не бился над ней долгое время без видимых результатов.

В общем, быть честным с собой, признавать себя как живого человека со всем его бессилием и незнанием, способность говорить не только о проблемах «на стороне», но и о том, что происходит в самом процессе, между клиентом и психологом – хорошее подспорье в выходе из тупика, и важное условие общего прогресса в работе. Но для этого нужно еще дожить до ощущения тупика – в краткосрочных или ненадежных отношениях он не возникает, клиент уходит раньше.


От Ильи Латыпова

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Почему трудно самому разбираться в своих проблемах

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 7:58 pm

Попробую описать максимально понятно эту, в общем-то, не самую простую штуку.

Пункт один.

Окружающий нас мир предстает перед нашими органами чувств хаосом стимулов. Перед нами, на самом деле, не лес вон, а над ним солнышко сияет. Перед нами тотальная мешанина пятен, цветов, света, все это движется, изменяется, шевелится. Собственно, младенцы и видят все именно так.

Пункт два.

Но наш мозг не зря нам дан! Мы научаемся! Мы выделяем в этой мешанине эдакие вот комплектики. И даем им имена. Вот этот вот комплектик стимулов - это лес. А вот этот вот комплектик - это солнышко. А вот тот вон комплектик - это красавец-мужчина. А вон тот вон - женщина-хозяечка, умеющая приятно поддержать разговор.

Пункт три.

И что, каждый раз заново создавать такую вот схемку, для каждого случая жизни? Да вот еще! Один раз сформировали - и будем пользоваться! Изо дня в день, из ситуации в ситуацию. Ну вот например: что, каждый раз обдумывать, лес это, или дирижабль в облаках? Нет. Один раз определились с этим вопросом - и слава богу: дальше не утруждаемся, дальше просто пользуемся уже готовым. Применяем к удобным случаям, из памяти извлекая и понимая таким образом, что тут что.

Пункт четыре.

Такие вот схемки готовые у нас есть для чего угодно. Они описывают, что тут лес, а что костер в лесу, а кто лесник. Они описывают, что такое хороший человек и что такое плохой человек, и как определить, какой человек перед тобой. Они описывают, что такое хорошие отношения между людьми, и что такое плохие. Они описывают, как должно быть в семье, кто должен варить борщ и выносить мусорное ведро, кто должен зарабатывать деньги, а кто должен прибираться. Они описывают, как поступать в затруднительных ситуациях и как радоваться прилично, а как неприлично. И так далее и так далее: имя им - натурально легион!

Пункт пятый, завершающий.

Эти схемы работают не как угодно, а по определенным законам. И один из этих законов прост: так как по сути эта схема является не чем иным, нежели шаблоном - она попросту отсекает, блокирует неподходящую информацию. Которая под шаблон не подходит. Потому что иначе - смотрите выше, начинается мешанина стимулов и хаос (или гомогенная безликость, что ничуть не больше радует).

Ну вот например. Есть модель, которая описывает, что такое "уделять внимание своей женщине". И, например, в этой модели прописано, что приходить поздно и утыкаться в телевизор - это значит не что иное, нежели как раз этого самого внимания не уделять. И вот если незадачливый какой-нибудь джентльмен пару раз подряд так и сделает, и моделька эта всплывет в памяти, и отфиксирует происходящее именно таким вот образом - ему капец.
Это уже по-любому будет значить, что он "не уделяет внимания".
Теперь уже - начинай он интересоваться произошедшим у нее в течение дня, не начинай - да хоть ты с бубном уже пляши - результат уже будет один: она этого всего попросту не заметит даже!! Именно: фактически не заметит!! Сформировавшийся в голове вывод попросту все эти его телодвижения проигнорит. На худой конец - все это будет понято так, что "вон вишь, старается... ну, это временно... а на самом-то деле... эх...".
Это, к слову, второй закон функционирования схемы: фильтрация и переинтерпретация, угу.

И самое тут главное - в большинстве случаев это НЕ БУДЕТ выбором приведенной в примере женщины, вот так вот думать, вот так вот смотреть на вещи!
Поэтому очень хорошо, если она права, если она действительно сделала верные выводы.
Потому что по-любому ее же когнитивная схема ее и захватит в плен, хочет она того или нет. Ну, в большинстве случаев. Как минимум, на какое-то время.
И хочет она того или нет, но имеющаяся у нее в голове картинка будет отсекать все, под нее неподходящее. Попросту не позволяя ей самостоятельно как-то иначе, под другим углом увидеть вещи.
Как уже неоднократно говорилось в этом журнале - у нас на все есть когнитивные схемы, или, иначе, шаблоны того, как следует понимать происходящее и как себя вести.

И вот когда у людей случается в жизни проблема какая-то - наступает время того, что в зарубежной психологии называется "совладающим поведением", или "coping behaviour". То бишь: специальное поведение, направленное на то, чтоб проблему как-то порешать. И у всякого человека есть свои личные шаблоны и к этому копинг-поведению.

И вот проблему-то можно решать по-всякому. Но как показывает практика, у многих и многих людей имеется, к сожалению, в арсенале одна-единственная схема этого совладающего поведения. А именно: обратиться за социальной поддержкой. К своему окружению. То бишь за выслушиванием, сочувствием, чтоб пожалели, чтоб утешили. И прочие социальные поглаживания.

Человек от такого попускается. Человеку становится легче. И даже, может быть, веселее. И даже, может быть, он становится совсем даже бодр!

И что же получается дальше? А дальше бодрый и веселый, выслушанный, утешенный и поглаженный человек идет и занимается ровно тем же, что его и привело к проблеме. По поводу которой он и приходил утешаться. Ибо никаких мотивов о чем-то там задумываться и что-то там менять у него теперь уже нет - его уже выслушали, утешили и обгладили со всех сторон, ему уже и так хорошо. А зачем что-то менять, когда хорошо?

И таким образом человек благополучно выходит на круг - займется ерундой, сходит, утешится. Займется ерундой, сходит, утешится.
Так можно годами.


От Сергея Шварацкого

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Памятка клиенту психотерапевта

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 8:01 pm

Итак, основные правила:

1.Уважительное и бережное отношение к клиенту независимо от его личностных и социальных особенностей, признание права клиента на его мировоззрение, образ жизни и т.п. (если это не нарушает закон и не наносит вреда другим людям);

2.Запрет на «двойные отношения»: с клиентом нельзя дружить и тем более вступать в интимные отношения и, наоборот, нельзя консультировать тех, с кем психолог состоит в близких личных отношениях (тут у меня есть некоторый опыт, и он свидетельствует о том, что чем меньше клиент знает о терапевте, и чем меньше терапевт знает клиента вне терапии - тем интереснее и проще);

3.Запрет злоупотребления зависимостью клиента;

4.Неукоснительное соблюдение конфиденциальности в отношении полученных от клиента сведений, кроме предусмотренных законом случаев;

5.Понимание собственных ограничений, в том числе связанных с профессиональной компетентностью, и собственного несовершенства, запрет переноса своих личных проблем на отношения с клиентом;

6.Информирование клиента о специфике, целях, методах работы;

7.Запрет оскорбительных и унижающих приемов.


От Адрианы Имж

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Кто маскируется под психотерапевта, но им не является

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 8:05 pm

Дорогие девочки и мальчики!
Запомните, пожалуйста, что всегда будут люди, готовые нажиться на ваших проблемах.
И вам, конечно же, выбирать - обращаться ли к гадалкам, парапсихологам или экстрасенсам, или же нет. НО! Есть еще отдельный класс людей, называющих себя психотерапевтами и психологами, но делающими что-то совершенно другое.

Итак, что не относится к психологии и психотерапии, но часто под нее маскируется:
-Школы женственности (стань богиней, школа гейш, открой в себе магнит для мужчин, школа стерв и т.д., и т.п.). Это, девочки, способ заработать денег на вашем желании построить хорошие отношения с мужчинами.
Чему вас там будут учить? Вас там будут учить не злиться, не спорить, подавлять все свои желания (или желания мужчины), манипулировать, обесценивать и соматизировать.
Вам расскажут способ, которым можно привязать мужчину. Способ этот, скорее всего, придумала (и использует) автор этой группы. И у нее он работает. Еще он будет работать у 10% участниц группы. А вы, скорее всего, заплатите деньги (и большие) и получите травматику;


-Школы успешности (лайфспринг, продаем с удовольствием, школа миллионера - и так далее).
Это, дорогие мои дружочки - способ отрубить всяческую чувствительность ради накопления ресурса. НО! Ресурс денег и успеха не восполняет и не компенсирует ресурсы тела, а также не может быть целью (и уж тем более смыслом), так что в результате вы получите ту же самую травматику и соматизацию, полное отключение от своего я и вынос мозга.
Их легко опознать по лозунгам типа "Открой в себе миллионера!", "Начни зарабатывать!" и так далее;

-Школы ургентного решения проблем (турбосуслик, тот же лайфспринг, школы жизни и очень многие другие варианты).
Их легко опознать по всяческим лозунгам типа "Избавься от дерьма в голове", "Преодолей себя" и прочим. Вообще, если вы слышите слова "преодолей себя" или "заставь себя", или еще что-нибудь в духе "изнасилуй себя" - знайте, это не терапия. Мы, терапевты, медленные, скучные зануды, которые хотят только одного - чтобы человек разобрался в себе и понял, чего он на самом деле хочет и что он на самом деле может. И мы готовы копать к этой цели годами, мы ничего не чиним за полторы недели, потому что мы знаем - за это время встретится с собой невозможно. Можно решить только маленькую-локальненькую задачу.
Все ургентные "упихивания" себя в готовый сценарий могут привести к УСИЛЕНИЮ симптоматики, особенно - в смысле соматизации. Головные боли, гастрит, даже рак - вот что стоит за такими самоиздевательствами;

-Школы мужественности и манипуляций (НЛП, пикап, жесткий коучинг и т.д.) - в них, в общем-то, нет ничего особенно плохого, как ничего и хорошего. То есть с собой вы не встретитесь, никакой глубоко проработки темы не будет, вы получите метод, которым с большой долей вероятности пользоваться не сможете или не будете, а если сможете или будете - то вряд ли станете сильно счастливее, плюс ваш мир будет скучным миром, где нет отношений - только манипуляции, но если у вас много денег и нечем заняться - почему бы и нет;

-Школы псевдоразвития
Вот это отдельное - "развивай свой талант", школы креативности, саморазвития, самосовершенствования, самоукрашения и прочего. От нормальных терапевтических отличаются обилием восклицательных знаков и белозубыми фотографиями участников, взятых из фотобанка. Не ведитесь. Креативность тоже развивается не под давлением и прессом.

Дорогие мои читатели, я не готова говорить, что все это совсем фигня - всякое бывает, в грязных лужах порой попадается золото, но в большинстве случаев - это фигня. Как можно их разоблачить:
1.Тренер творит из себя кумира. Он - особенный, уникальный, возможно, даже божественный. Где он получил знания говорится не всегда, но он точно сообщает, что он - невъебенный (прошу прощения за мой французский), даже если выглядит ужасно. Обычный терапевт не противопоставляет себя и свой опыт клиенту - как раз наоборот, контакт строится на том, что мы - нормальные люди;
2.Тренер покупает на уникальность услуг - заговоренные мантры, мегасуперособенные книги, диски, одежду и так далее. Психотерапевт не пытается этого сделать, он работает в материалистическом подходе и предполагает, что в клиенте есть достаточно для учебы и развития. Если он рекомендует книги - то не только, и не столько свои, или хотя бы стоящие какие-то обычные деньги. Я когда работаю с клиентами, никогда не скажу "Вы сможете разобраться в этом только если купите мою книгу". У меня есть моя книга, она стоит недорого, и она продается. Но она не является вместилищем сакрального знания. Это просто обобщение моего опыта работы с какими-то темами;
3.Тренер работает на стирание различий, а не на их поддержку. "Вы все делаете неправильно, сейчас я вам расскажу, как надо". Психотерапевт так никогда не сделает. Его задача - развить потенциал клиента, понять, как именно он может действовать. Любого клиента.
Тренер работает на "делай так, как я". Поверьте, мы даже вилку все держим по-разному, не говоря уже о построении отношений. То, что работает у меня - не сработает у большинства других людей. Потому что они другие. Не ведитесь на "я научу вас делать правильно";
4.ОЧЕНЬ большие суммы, которые нужно оплачивать заранее. Нормальный тренер работает с людьми, предполагая, что им не надо закладывать душу, чтобы оплатить его услуги. При средней зарплате в 50 тысяч рублей по Москве, тренинг не может стоить больше 15 тысяч, а, скорее, будет стоить меньше - 4-7 тысяч (если вы не уезжаете куда-нибудь в Тибет, конечно).
Почему они берут так дорого? Очень просто: чем больше вы заплатите, тем больше шансов, что вы найдете себе какую-нибудь пользу. Вам же будет обидно чувствовать себя человеком, который отдал 50 тысяч рублей за обещание поцеловать себя в нос.
5.Ненаучный, необоснованный подход, неадекватный набор слов.
Он там везде. Все это нигде не было опробовано, никто не может сказать, где и у кого он учился, в текстах часто встречаются гиперболизации и мегаломаньяческие нотки. Люди разговаривают с богинями, учатся у гуру, делают "синтетические" техники без контрольной выборки и так далее;
Такое ощущение, что автор в истерике или обожрался наркотиков, перечитывая утопические книги;
6.Они будут вас ломать. Говорить, что вы все делаете неправильно, а они вас научат правильно. Или - наоборот - говорить о том, что мир жесток, а они вам помогут. Только они могут это сделать. Это классика сект. Их задача - сделать так, чтобы вы не сопротивлялись.

Берегите себя.


От Адрианы Имж

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Любопытство - двигатель прогресса

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 8:07 pm

Средство, способное противостоять страху - это любопытство. Дети от природы любопытны, как и вообще маленькие существа, котэ, собачки, например... я очень люблю животных. Любопытство способствует выходу из зоны комфорта, хотя бы чтобы понюхать то, что стоит за ее границами. Как только человек заявляет, что он знает все - он перестал развиваться. "Да знаю я вас" - это присказка напуганного человека, боящегося выйти из зоны комфорта. Ну и если человек верит в то, что кругом одна гадость, то нюхать ее он точно не захочет.

Но одного любопытства мало. Теории - это всего лишь попытки человеков увидеть свой личный смысл. Без экспериментальной практики никакие смыслы не откроются, они останутся лишь идеями, гаданиями на кофейной гуще. А еще более худшее осложнение - идолопоклонение и фанатизм. При проверке на практике всяких теорий, человек неизбежно сталкивается с открытиями, одни открытия называются "Эврика!", а другие "крах иллюзий", или проще говоря, разочарования. И те, и другие приближают человека к реальности.

Так вот, психотерапия - это эксперимент на себе, эксперимент отношений. Я сам себе подопытный кролик. Страшно? Понимаю. Когда в медицинском колледже на мне рассматривали признаки неврологических заболеваний, я вышла из кабинета белая как мел. Мой препод "обнаружила" на мне признаки черепно-мозговой травмы, хотя таковой у меня никогда не было, она просто верила в то, что человек должен быть абсолютно симметричен. "А то не аккуратненько как-то". Страшно бывает с непрофессионалом, то есть с теоретиком, мало имеющим дело с практикой. Но я выжила после этого урока, прочитала "Трое в лодке не считая собаки", там где один из персонажей изучал медицинскую энциклопедию, и нашел у себя все болезни, кроме водянки колена и родильной горячки, и поняла, что препод этот была не практик. Кстати, к тому, как выбирать терапевта - если вам с ним страшно к концу первой встречи, больше к нему не ходите. С любым тренером должно быть ощущение безопасности. Вначале всегда много волнения, это нормально, а вот к концу встречи есть возможность послушать свои ощущения в течение сессии.

Если вы хотите научиться плавать, то идите в воду, на мелководье, почувствуйте сопротивление воды. Маленькими шагами. Делайте с водой то, что для вас безопасно на вашем уровне навыков. Каждый новый шаг - новый уровень навыка. Психотерапия - это "лягушатник" в бассейне с инструктором по плаванию, мелководье со спасательным кругом. Настоящие отношения с окружающей средой - это вы и море.
"Тяжело в учении - легко в бою". (А. Суворов)


От Анны Паулсен

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Психологи тоже разводятся

Сообщение Леля » Сб мар 01, 2014 8:08 pm

Автор: Анжелика Гиниятова, Челябинск
Наконец-то родила статью...
"Прошлому браку посвящается..."
"Развод как плата за развитие: что и психологи тоже разводятся?! И как найти достойного партнера".
...Да не тоже, а в первую очередь! Особенно после годичных курсов повышения квалификации, энных часов личной терапии, супервизии и прочей психологни...:)))
Так бывает.
Эта статья конечно же и обо мне тоже. Когда-то я была молодой девчонкой, которая очень хотела выйти замуж по большой любви. Я мечтала о романтических чувствах, жила в нетерпении и ожидании сказочного принца, который полюбит меня на всю жизнь, спасет меня от всех невзгод, будет надежным защитником и преданным другом. Эх...сказки так и не случилось, а точнее случилась, но не на долго и не на всю жизнь, как хотелось...
А что же случилось на самом деле?
А то, что за 4 года в браке я очень повзрослела и под воздействием психотерапевтического вмешательства многое что осознала и стала делать по другому...(теперь я окружена только теми кто "в теме", а иначе уже нереально тяжело:)
Все это естественным образом отразилось на отношениях. В процессе развития у меня появилась новая мечта, а потом и цель: создать партнерский здоровый союз. К сожалению, прошлые отношения изначально строились не для этого.
Люди множество выгод получают от созависимых, незрелых отношений . Да и партнерские не столь крепки, как созависимые, ведь здоровые отношения не строятся на нужде, инфантильной зависимости от партнера, нереальных ожиданиях, спасательстве, вине, страхе, ответственности за другого, они строятся на интересе, близости, любви, которая, кстати, может пройти.
Близость очень многими подменяется сексуализацией, хотя секс является неотъемлемой частью, близость или интимность, формируется со временем и предполагает взрослую позицию. Человек, который не обрел зрелую позицию, не сможет вступать в близкие отношения, он либо боится, что его отвергнут (внутри есть идея, что таким каков он есть его любить не будут - не трудно догадаться откуда он эту идею взял), либо боится быть поглощенным Другим (есть нужда в близости, но страх сильнее - корни в родительской семье).
Обрести зрелую позицию это значит отсоединиться от родительских предписаний, сепарироваться, перестать искать в партнере "идеального родителя", которого никогда не было и дать себе самому наконец то, чего так не хватает для полного счастья. А потом уже строить отношения с Другим, ну или делать это параллельно и желательно вместе с партнером, а то можно вперед далеко и навсегда ускакать:)!
Как найти достойного партнера?! (у каждого, конечно, своя расшифровка данного определения)
Ответ прост - стать самому таким, не рыскать по городу или в он-лайн (что в современном обществе чаще случается) как голодный волк в поисках очередной жертвы, с мыслями: "лишь бы замуж и неважно за кого..." или "...чтобы ждала меня дома, вместо мучительного одиночества".
Я даже не утрирую! Ведь девчонки, которые засиделись в девках, порой смотришь на них или слушаешь, уже готовы хоть за кого-нибудь выскочить, а иначе... сами себя сожрут изнутри за несоответствие ожиданиям общества, родителей...
А мужчины! И они тоже многие не могут быть с собой в контакте наедине, так чтобы качественно - без перекосов. Ведь так часто либо в одну, либо в другую сторону перекос: или это заядлый холостяк, который изранен по самое не хочу прошлыми отношениями и его теперь в отношения никакими коврижками не заманишь или/и находится в поисках идеальной... мамочки (да-да - мамы), или инфантил, который не может и шагу без женщины сделать...и прыгает как девчонка из одних отношений в другие.
Очень много женщин, которые живут и проживают не свою, а, например, мамину жизнь, не осознавая этого, например, когда поступают также как и мама, реализуют ее желания и убеждения. Много женщин измучили уже себя всяческими семинарами на тему "как стать идеальной женой", "как найти сказочного принца ..и выйти замуж". Они живут и ищут "идеального родителя" или пытаются из своего слепить такового, который даст им все о чем они мечтают (бесперспективно)!
Чтобы построить зрелые отношения, придется самому стать зрелой личностью, а для этого необходимо встретиться с собой и научиться строить здоровые отношения с собой же.
Найти в себе смелость встретиться с чем-то в себе, с чем страшно и горестно встречаться - задача не простая, часто нужен проводник, чтобы не было слишком страшно и невыносимо больно (хороший психолог подойдет).
Важно взять ответственность за свою жизнь и перестать откладывать ее на потом...Ведь потом - только Смерть. А научиться жить и радоваться каждому дню можно только встретившись с собой.
Я часто на своих семинарах/тренингах говорю так: "Если вы состоите в отношениях, попробуйте что-то изменить сначала, прекращать отношения стоит только тогда, когда уверенно можешь сказать, что сделал со своей стороны все, что мог (могла). Как сделали это мы с бывшим мужем (и кстати, остались в приятельских отношениях).
И если вы сейчас не находитесь в отношениях, не торопитесь в них вступать, это время можно с благодарностью потратить на себя. Если до этого момента у вас были не здоровые отношения, и если вы не попытались понять свой вклад в эти отношения, ничего не поменяли, то с вероятностью в 98% вы повторите тот же сценарий. Посвятите время до начала отношений с новым партнером на построение отношений с собой! В конце концов, в жизни очень много интересного!"
Желаю Вам встретить человека близкого по духу и обрести смелость вступить с ним в близкие отношения!
Берегите себя!
С Уважением, Анжелика Гиниятова.


Взято отсюда

Аватара пользователя
Леля
Умница Сибарии
Умница Сибарии
Сообщения: 12751
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2004 4:38 pm
Откуда: г.Москва

Групповая терапия

Сообщение Леля » Вс мар 09, 2014 3:38 pm

«Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны, чтобы поймать мысли: когда мысль поймана, про слова забывают. Как бы мне найти человека, забывшего про слова, - и поговорить с ним!» // Чжуан - Цзы

Если чувствуете, что что-то не ладится во взаимоотношениях со значимыми людьми или испытываете дискомфорт при общении с окружающими, возможно, пришло время что-то поменять. Нередко люди, страстно желая перемен, боятся их. В том числе -- тех, которые могут произойти c ними благодаря психотерапии. Однако, нельзя сказать, что психотерапия изменяет вашу жизнь без вашего ведома. Задача терапии -- помочь человеку видеть все множество возможностей и позволять себе этими возможностями пользоваться.
Начать психотерапию не всегда легко. С чего начинать? Как найти хорошего специалиста, что ему сказать и что предстоит делать в процессе психотерапии? Какое направление выбрать и какой формат? Вопросов больше, чем ответов. Цель этой статьи -- рассказать подробнее о том, что такое гештальт-подход в работе с группой.

Немного истории

Еще Аристотель называл человека “общественным животным” и рассматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными как источник силы. Научные исследования влияния группы на человека начались с 1895 г., когда французский социальный психолог Густав Лебон ввел понятие “группового сознания”. Английский психолог Уильям Мак-Даугалл в 1920 году опубликовал свою работу “Групповое сознание”, в которой пришел к похожим выводам: люди в группах ведут себя иначе. Итак, и Г. Лебон, и У. Мак-Даугалл, изучая влияние групп на поведение ее членов, выявили ряд важных феноменов, а именно: способность группы оказывать влияние на поведение людей; наличие феномена “заражения”, т. е. появления у членов группы одинаковых чувств; а также важность организации группы, достижения между членами группы определенного соглашения относительно ее основных задач.

Одним из первых начал использовать групповой подход в лечении клиентов специалист по внутренним болезням из Массачусетского госпиталя в Бостоне терапевт Джозеф Пратт. Поэтому именно его многие считают отцом-основателем групповой психотерапии. Однако родоначальником групповой психотерапии считают Я.Л. Морено, ему же принадлежит и термин “групповая психотерапия”. В 1931 г. Дж. Морено основал первый профессиональный журнал “Impromptu”, переименованный в последующем в “Group Psychotherapy”. Несомненное влияние на исследование малых психокоррекционных групп оказали работы Курта Левина, особенно его “теория поля”. Еще семьдесят лет назад он говорил, что “легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности”.

Определение

Существует много определений понятия групповая психотерапия. Я. Морено (1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах. С. Кратохвил (1978) считает, что групповая психотерапия – это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы, как с психотерапевтом, так и между собой. Мне больше нравится такое определение: «Групповая психотерапия – форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем участников, снятия напряжения».

Задачи психотерапевтической группы

Задачами групповой терапии могут быть:

• разрешение внутренних конфликтов участников;
• снятие эмоционального и психического напряжения;
• избавление от страхов и тревоги;
• выработка навыков и умений эмоционального отреагирования и адаптивного поведения;
• налаживание эффективного межличностного взаимодействия;

Гештальт-подход в работе с группой

Я работаю в рамках гештальт-подхода, и практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как особое восприятие широкого предписания: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью» (Н.Лебедева, Е.Иванова «Путешествие в гештальт. Теория и практика»). Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознавать механизмы, которые толкают на повторение привычных паттернов поведения; обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни.

Что будет, если на домашнем компьютере открыть 20-30 различных приложений? Он начинает «виснуть», работать менее эффективно, а в дальнейшем может и вовсе отключиться. Если в нашей жизни есть вещи, которые мы не проживаем до конца, не позволяем им завершаться, бессознательное начинает «засоряться», заставляя возвращаться в прошлое и проигрывать незаконченные ситуации. Чем плохи незавершенные процессы? Они не дают двигаться вперед. Не получив завершения однажды, вы возвращаетесь в подобные ситуации вновь и вновь, разыгрывая прожитые действия с другими (чаще всего невольными) участниками. В общем, хОдите по замкнутому кругу. Устаревшие модели поведения, невыраженные чувства, привычные лекала, по которым мы строим свою жизнь, мешают нам развиваться. Мешают обучаться новым способам жить. Мешают получать радость. Гештальт-терапия уделяет прицельное внимание тому, как человек чувствует, живет, дышит – в настоящий момент. И, начиная с сегодняшнего дня, помогает сделать что-то иначе.

Во всём мире психологические гештальт-группы прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с новых сторон, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность.

Правила работы в терапевтической группе


В случае затруднений при проигрывании новых вариантов поведения участник получит поддержку со стороны группового психотерапевта и остальных членов группы. Такой формат группового взаимодействия безопасен, поскольку групповая психотерапия придерживается правил, установленных в самом начале работы. Приведу некоторые из них:

1. Все высказывания облекаются в форму «Я-сообщения» (каждый говорит о себе и от себя, но, ни в коем случае, не «ты»);

2. В группе работает правило «Стоп». Это правило действует для того, чтобы участник мог делиться той информацией или размышлениями, проблемами которые посчитает нужными, и не делиться тем, чем на данный момент не готов. Каждый участник имеет право остановить обсуждение его вопроса в любой момент;

3. Правило конфиденциальности. Сохранение конфиденциальности того, что говорят или делают другие до тех пор, пока группа не придет к договоренности поступать в отношении определенной информации в группе каким-либо иным способом;

4. Запрет на физическое насилие;

5. Посещение. Участники группы берут на себя ответственность присутствовать на всех занятиях группы и не опаздывать. Пропуск занятий негативно сказывается на работе группы. В случае невозможности присутствовать (например, болезнь) или своевременно прийти, участники сообщают об этом заранее;

6. Правило «Здесь и сейчас». Отдается приоритет опыту «здесь и сейчас», участники делятся чувствами, мыслями, идеями, относящимися к текущему моменту;

7. Открытость. Участники берут на себя ответственность присутствовать в группе с той максимальной мерой открытости, которая возможна на данный момент. Но даже в случае пассивного участия в групповой терапии, клиент всегда получает помощь посредством наблюдения за действиями других участников и разрешения их проблем;

Индивидуальная психотерапия или психотерапевтическая группа?

Разрешение проблем с помощью профессионального психотерапевта на групповой терапии отличается от индивидуальной психотерапии, при которой общение происходит тет-а-тет между клиентом и психотерапевтом. Преимущество индивидуальной психотерапии заключаются в глубине отработки проблемы. На групповой терапии появляется возможность исследовать, обсуждать, анализировать, проживать и находить совместные коллективные решения. При этом группа поддержит, не позволит остаться наедине со своими переживаниями и проблемами, тем самым способствуя продвижению в разрешении проблем и жизненных трудностей. Каждый из нас уникален, но практика показывает, что нет ни одной мысли, ни одного действия или поступка, которые были бы совершенно чужды и недоступны другим людям. Напротив, у многих людей очень схожие проблемы. Формат групповой терапии позволяет людям, испытывающим трудности в общении и построении отношений, не только осознать деструктивные механизмы реагирования и поведения, но и освоить новые способы в непосредственном общении на психотерапевтической группе, получив обратную связь, как от психотерапевта, так и от каждого участника группы.

Преимущества групп


Раз уж моя статья направлена на раскрытие понятия «групповой терапии», то обращу Ваше внимание на преимущества данного метода:

• Сильные воздействия. Как поддержка, так и фрустрация в группе значительно сильнее, чем в индивидуальном консультировании. Если только психолог указывает вам на то, что сложно принять - вам просто от этого отмахнуться. Куда сложнее это сделать, если на это вам указывает 8 человек из 10. Аналогично, принятие от большого количества людей - это огромный ресурс и сильнейшая поддержка.

• Непосредственные наблюдения. Группа - это "маленькая жизнь". Выполняя упражнения и взаимодействуя в группе, человек так или иначе отыгрывает в миниатюре свое привычное поведение, которое свойственно ему в жизни. Всегда можно исследовать его непосредственно. В индивидуальной терапии это затруднено.

• Обратная связь. Участник группы может узнать, что чувствуют другие участники группы, когда он что-то делает. В обычной жизни человек не может доверять таким ответам - велико социальное давление, которое не позволит некоторым людям отвечать честно. В группе честный ответ получить проще.

• Эксперименты. Человек может прямо тут пробовать новые способы поведения, изучать реакцию на них. При этом, это происходит в безопасной и контролируемой среде. Удобно.

• Обмен опытом. Очень важная часть. Если участник группы рассказывает о волнующей ситуации или переживании, другие участники помимо обратной связи, могут поделиться своим жизненным опытом. Самый очевидный плюс кроме "готовых решений" заключается в том, что человек понимает, что он не один такой, что другие тоже сталкиваются с похожими трудностями и преодолевают их. Вот они, сидят живые. Значит, это не смертельно.

• Стоимость. Стоимость групповой терапии значительно ниже индивидуальной терапии при сопоставимой эффективности.

Как проходит группа

Занятия проходят в форме тренинговой групповой работы и предполагают:

1. Шеринг. От английского to share - делиться, делить. В начале группы каждый участник делится своим состоянием, рассказывает с чем он пришел и чего ожидает от сегодняшней встречи;

2. Упражнения. В группе проводятся различные упражнения, с помощью которых можно узнать много интересного о себе и других участниках группы;

3. Личная сессия. Индивидуальная сессия - это работа терапевта и клиента на его заявленную тему в центре круга. В течение занятия несколько участников могут побывать клиентами на сессии;

4. Обсуждение проблем. Каждый участник может просить обсудить его проблему и получить обратную связь от других участников;

5. Заключительный шеринг. В конце группы каждый участник рассказывает о том, что он взял на сегодняшней встрече группы, делится своими переживаниями и тем, какие мысли и чувства уносит с собой;

Групповые мифы

• в группе нужно выкладывать о себе все, даже если не хочется;

• в группе нужно вести себя красиво и не говорить ничего такого, что может задеть других;

• группа – это место, где людей заставляют дружить и разучивают с ними «дружественные ритуалы»;

• группа – это место, где нужно рассказывать о своих жизненных ситуациях, и ведущий (или другие участники) ответят на вопросы, которые я задам;

• в группе все определяет ведущий – как, куда и зачем будет двигаться группа;

• групповые правила придумываются тренерами и существуют для того, чтобы им было удобно работать;

• если не слушаться тренера, то он может выгнать из группы;

• ведущий расскажет, как правильно жить и даст совет;

В действительности, групповая жизнь тем и хороша, что в ней так же, как и в реальной жизни, нет возможности предсказать события, распределить ответственность раз и навсегда и избежать трудностей. Все – как в жизни.


Евгения Ерохина


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя